– Думаю, что начать нужно с 2006 года, когда мы с Львом Цоем, по сути, открыли сноуборд в Казахстане, – говорит Александр Чиликин. – Поставили канатную дорогу в Алтайских Альпах, наладили освещение, закупили снаряжение.
Лет семь сноуборд развивался, в 2013 году Валерия Цой – дочь и воспитанница Льва – на этапе Кубка мира в Сочи заняла четвертое место, обойдя чемпионку мира россиянку Екатерину Тудегешеву и будущую олимпийскую чемпионку Патрицию Куммер из Австрии.
Однако на самой Олимпиаде Валерия выступила неудачно. Одна из причин заключается в том, что у нас в Восточном Казахстане нет трасс с искусственным оснежением. Искусственный снег – это практически лед, особенно после дождя и мороза, как это произошло в Сочи. И те, у кого есть опыт езды по нему, проявили себя, а Цой заняла только 23-е место. Но для Казахстана само попадание на Олимпиаду – а отечественный сноуборд никогда ранее не был представлен на Играх – уже успех.
После Олимпиады, как это у нас заведено, о зимних видах спорта благополучно забыли, все деньги были переброшены на летние дисциплины. Однако Лев Цой молчать не стал.
На встречах в министерстве спорта он постоянно поднимал вопрос о продолжении финансирования “зимников”. Нашим чиновникам это, естественно, не понравилось. Они отодвинули его от сборной, доверив ее Леониду Димакову – бывшему горнолыжнику, не умеющему даже кататься на сноуборде. Вот вам и результат. Никаких олимпийских лицензий у нас нет и не будет, а об успехах на Азиадах и Универсиадах можно вообще забыть. Валерия Цой: меня убило бездушие чиновников
– Вы, как президент федерации, можете повлиять на эту ситуацию?
– Я ходил к вице-министру спорта, объяснял ему все. Но с тренерскими кадрами у нас беда, а в отношении Цоя он был категорически против.
– Но ведь не от тренера, наверное, зависит отсутствие сборов для национальной команды?
– Да что там сборы?! У детей нет инвентаря, сноубордов.
В Усть-Каменогорске – кузнице нашего фристайла и сноуборда – нет трассы с искусственным снегом.
В свое время аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев поручил мне заняться строительством в городе канатной дороги, что я и сделал в течение лета. Но в связи с запуском одного нового производства в Усть-Каменогорске почему-то перестал выпадать снег. Тогда от Ислама Алмахановича поступило предложение сделать проект искусственного оснежения и ТЭО. Я это выполнил, заплатил деньги проектировщикам, но аким ушел на повышение в комитет по водным ресурсам минсельхоза, и мы снова остались без снега и без трассы.
– Взять инициативу в свои руки не пробовали?
– Нашей федерации просто не дают работать. Мы с тремя другими федерациями – лыжного, горнолыжного спорта и прыжков на лыжах с трамплина – входим в так называемую Ассоциацию лыжных видов спорта Казахстана. Руководит ею, как правило, “свадебный генерал”, которого назначает комитет по делам спорта и физической культуры. Происходит это так.
“Хочешь руководить лыжами?” – “Хочу!”. Собирают толпу, говорят: “Поступило предложение избрать большого человека. Кто “за”?” Все дружно “за”.
А тот уже потом подбирает себе генерального секретаря, который, по идее, должен вести реальную работу. Наши предложения по кандидатурам никого не волнуют. Все финансы, выделяемые Международной федерацией лыжного спорта (FIS), идут в ассоциацию. Я же, как президент федерации, не могу распоряжаться ни одной тиынкой. Мы никто и звать нас никак. Мы ни на что не влияем. Полный бред. Я в шоке от всего, что творится в нашем спорте. Удивляюсь, что при этом есть какие-то результаты. У двух казахстанских спортсменок отобрали гранты в ВУЗе из-за слабого выступления на Универсиаде
– Видите выход из этого?
– Только в реформах. Нужно, чтобы спортивные сооружения строило не только государство, у которого других забот полно, но и частный бизнес. К примеру, заключили предприниматели договор с тем же акиматом, построили канатную дорогу, трассу, всю инфраструктуру, после чего потом на государственные деньги готовят спортсменов.
Мы же зарываем миллиарды непонятно куда, получая в итоге непонятно что. Пример, Шымбулак. Где в Алматы спортсмены? Тренеры, которые там числятся, просто получают зарплату, по факту никого не тренируя.
Если все так будет продолжаться, то ни у сноуборда, ни у других видов не будет перспектив. На самом деле мы не так далеко отстали от конкурентов. Пример Валерии Цой показателен. Но сноуборд развивают не те, кто может это делать.
Олимпийские Игры 2026
Почему антидопинговые службы не хотят, чтобы прыгуны с трамплина увеличивали половые органы
Пенсия 2026
9 лет трудового стажа пенсионерки восстановили в Павлодаре
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
В Казахстане утвердили место для строительства второй АЭС
Алматы
Научное сообщество поддержало проект новой Конституции Казахстана
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Жители нескольких районов Жетысуской области ощутили землетрясение
Бокс
WBO вынесла новое решение по Жанибеку Алимханулы
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Суд вынес приговор мужчине, который задушил родную мать в Астане
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
Мать подростка из Шымкента наказали за ДТП на ее авто
Иран
До конца февраля одна из авиакомпаний отменила рейсы в Алматы
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Китайскую с туристку с кровотечением эвакуировали в алматинских горах
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС