Опубликовано: 510

90-летний юбилей Бибигуль Тулегенова отметит в День Независимости Казахстана

90-летний юбилей Бибигуль Тулегенова отметит в День Независимости Казахстана

…Отец с мамой подбирали песни для себя и для нас, детей. Когда все было готово, приглашали соседей. Сначала пел отец, потом мама и сестра Бибинур. Наконец наступала моя очередь. Мама командовала: “Биби!”. Я забиралась на табуретку – нашу домашнюю сцену. Мама брала гармонь и садилась рядом. Подходил отец со скрипкой и давал знак – начинаем! “Зачем тебя я, милый мой, узнала”, –

выводила тоненьким голоском я горестные слова. Взрослые еле сдерживали улыбки. А я старательно тянула мелодию…

…В класс Каринского я попала на первом курсе консерватории. Занимался он со мной добросовестно и много. Любил повторять: “Я быстро сделаю из тебя певицу. Овладеешь итальянской школой, и певица готова”. Преподаватель сдерживал мой голос. Я стала бояться высоких нот.

Беда надвигалась медленно, скрытно. Как оказалось, не владел Каринский методикой преподавания вокального искусства. Но обнаружилось это тогда, когда он загубил многих учеников.

Настаивал исключить меня из консерватории как профес­сионально непригодную, когда у меня в силу физиологических причин временно исчез голос. Но тогдашний ректор консерватории прославленный Ахмет Жубанов не позволил этому свершиться. И меня перевели в класс Надежды Самышиной, которая, в общем-то, и сделала из меня певицу…

БРАК

… Я не была счастлива в браке. Видимо, не судьба. Отчасти можно объяснить мои неудачи тем, что я была не совсем обычной женой, а была известной, востребованной, гастролирующей певицей. Я имела почетные звания, была народной артисткой. Оказывается, не каждый мужчина может это пережить. Несвойственно это их природе – быть мужем известной жены, хотя я всё делала по дому сама и никогда не возносилась в небеса. Но мои мужья этого не пережили…

…Я всегда хотела только одного – тепла и покоя, когда возвращалась домой. Я бы всё стерпела. Причиной того, что одна осталась, было то, что их притязания и “терзания” выходили за все возможные рамки.

Позже были моменты, небезопасные для меня и моих детей. Были ситуации, когда я могла погибнуть. И я состоялась без мужей. Я простила им всё… Царствие им небесное, как говорится. Я закрыла эту тему, она меня давно не интересует и не должна интересовать кого-то еще.

В Советском Союзе трудно было красиво одеваться, быть модницей. В гастрольной поездке в Южно-Сахалинск я увидела в магазине пальто необычайной красоты. Но муж, бывший при мне администратором, не дал мне денег на его покупку – жадный был, все мои гонорары получал сам, а мне и не говорил, сколько я зарабатываю. Ох, как это пальто мне понравилось… Наш концертмейстер в этой поездке Семен Коган, узнав про пальто и жадность мужа, так отчитал и пристыдил его, что деньги тут же нашлись. По сути, мои деньги, заработанные.

Я не звезда

Я – певица! И это для меня высочайшее звание. Смеюсь, когда вижу наших звезд, за которыми несут цветы, сумочку и с двух сторон под руки поддерживают. Они охрану нанимают, штатных костюмеров содержат. А я по улице со своей сумочкой и с цветами ходила среди людей. Костюмы себе сама гладила, грим наносила.

Однажды в Гурьеве меня костюмерши за свою приняли и всё расспрашивали: какая она, Бибигуль Тулегенова?..

Сцена ждет

Пришла, чтобы стать его украшением и гордостью. Восхождений на оперную сцену у Бибигуль Ахметовны было два. Первое – по направлению из консерватории в 1954 году завершилось очень быстро, причем со скандальным прощанием.

– Хоть и волновалась я сильно, напряженно готовилась к испытательному экзамену, но, имея гастрольно-разъездной опыт и тяжкого скрупулезно-педантичного труда записи на радио, я была уверена: работать над образом в театре легче, чем выступать с сольными концертами, – вспоминает Бибигуль свое творческое начало. – Времени на выучивание партии в театре отводится много – всё успеешь сделать, с листа петь не надо. К тому же ты на сцене не в одиночестве.

Первые репетиции над ролью Джильды в спектакле “Риголетто” заставили певицу серьезно переосмыслить свою позицию.

Кое-кто из завистников притворно вздыхал за кулисами в жилетку начальству: “Она слишком хороша для нашего коллектива – выделяется, и это принижает остальных!”.

И действительно, ее сильный выразительный голос неподражаемого тембрового колорита, широкий диапазон – четыре с половиной октавы, заметно выделялся из общего уровня труппы. И это только мешало ей на первых порах вживания в роль. Спасали отточенная техника и тонкое врожденное чувство стиля.

Кто-то в кулуарах ругал певицу, а Газиза Ахметовна Жубанова сразу же дала ей такую оценку: “…Исполнение Бибигуль партии Джильды – очень легкое и ослепительно чистое. Она поет искренне, правдиво, близко к природе”. Бибигуль Тулегенова: Не могу петь под фонограмму!

Тем не менее Бибигуль подала заявление “по собственному желанию”…

Пришла и пою

Второе пришествие в ГАТОБ и пребывание в нем длилось несколько десятилетий. Но и оно по судьбоносному стечению обстоятельств началось с исполнения этой же роли. Может быть, именно потому, что так распорядилась судьба, Бибигуль Тулегенова долгие годы признавалась критиками лучшей советской Джильдой.

– Как солистка Оперного театра, я освоила весь репертуар. Самой любимой и важной для меня была и остается партия Кыз-Жибек в одноименной опере Брусиловского.

Взяться за эту роль после того, как в ней блистали такие мастера, как Куляш Байсеитова и Роза Джаманова, было весьма смелым шагом. Одно то, что исполнение несравненной Куляш центральной арии – песни “Гакку” – в те годы считалось неповторимым и другими исполнителями невозможным, накладывало огромнейшую ответственность. Многим казалось, что привнести в нее больше народного, чем это сделала Байсеитова, или, напротив, сделать номер таким классическим, как это сумела Роза Джаманова, просто невозможно. Тем не менее Тулегенова взялась за роль, и “Гакку” в ее исполнении наполнилась новыми красками – она сумела спеть так, как никто до нее. Она соединила в единое целое народное пение и классический вокал, нашла и зафиксировала навсегда единственно правильную трактовку этого уникального произведения.

В 1978 году ГАТОБ им. Абая в очередной раз гастролировал в Москве. И вновь москвичи брали билеты “на Тулегенову”. На моцартовского “Дон Жуана”, в котором блистали и с первых же нот покоряли публику Бибигуль Тулегенова и Ермек Серкебаев, билетов было не достать.

Их дуэт Дон Жуана и Церлины “Дай ручку мне…” завершался небольшой остановкой действия из-за оваций. Так же тепло и восторженно московские театралы воспринимали Тулегенову-Виолетту в “Травиате”, Джильду в “Риголетто”. А потом, не зная казахского языка, шли, чтобы услышать и насладиться ее игрой в операх “Биржан и Сара”, “Дударай”, “Алпамыс”, “Енлик – Кебек”.

Воистину, язык настоящего искусства, на котором творит талантливый мастер, близок и понятен всем.

Cправка “КАРАВАНА”

Бибигуль Ахметовна Тулегенова – советская и казахстанская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), актриса, педагог.

Герой Социалистического Труда (1991). Народная артистка СССР (1967).

Лауреат Государственой премии СССР (1970).

Бибигуль Тулегенова родилась16 декабря 1929 года в Семипалатинске.

Поступила на вокально-хоровой факультет Казахской консерватории в Алма-Ате, которую окончила в 1954 году.

С 1954 года – солистка Государственного академического театра оперы и балета им. Абая. Бибигуль Тулегенова о Димаше и Кайрате Нуртасе: Как небо и земля

С 1956 года – солистка труппы Казахского государственного академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы Казахской филармонии.

В 1958 году стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

С 1971 года – солистка Казахского театра оперы и балета им. Абая.

Депутат Верховного Совета Казахской ССР 7–9 созывов (1968–1982).

В настоящий момент Бибигуль Тулегенова – единственная женщина среди ныне живущих казахстанцев, удостоенных звания народный артист СССР. К тому же она в истории СССР – последнее лицо, удостоенное звания Героя Социалистического Труда.

Василий ШУПЕЙКИН, АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи