Опубликовано: 3000

Златые горы мусора

Златые горы мусора

Еще в наше советское время в Европе были озабочены тем, что делать с горами мусора.

Шведский король издал даже специальный указ, в котором выражал свою точку зрения на данную проблему. Однако зарубежные инженеры-проектировщики столь далеко ушли в будущее, что многим из наших сограждан удивительно будет узнать о том, каким образом теперь даже в процесс изготовления автомобилей или компьютеров внесены поражающие воображение принципы "новых технологий". Где во главу угла ставится и дальнейшая переработка вещи, по окончании ее "жизненного цикла", и все нюансы, учитывающие охрану окружающей среды. Еще в начале 90-х в Стокгольме можно было сдать в автомат тару из металла - банки от пива или других напитков, и получить через пару секунд "сдачу" - квитанцию на несколько крон. На западе бизнес давно вступил в борьбу за чистую окружающую среду, - и вовсе не по моральным, а чисто по экономическим соображениям. Именно экономические интересы и двигают прогресс! Тесное сотрудничество с европейцами, несомненно, несет в себе рациональное зерно. И здесь автор "попала в точку", - АО "Тартып" по вывозу твердых бытовых отходов именно сейчас работает с контейнерами по евростандартам - из Германии, и на лучших мусорных баках в Алматы ("Тартып" охватывает лишь 60% города) написано, кому они принадлежат, - именно тем участкам и повезло более всего. По всей видимости, в связи с предстоящей работой в европейском духе - нам также придется сменить свое отношение и к отходам, и новая тенденция таит в себе массу сюрпризов, - так что вот такие теперь пирожки - с брюссельской капустой! Вообще в СНГ о правовом регулировании размещения промышленных отходов стали задумываться не так уж и давно. Так, например, "в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую его среду, а также для вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья" в России были приняты нормативные положения, регулирующие обращение с отходами производства и потребления, в том числе и Закон от 24.06.1998 г. - "Об отходах производства и потребления". Достаточно подняться пешком на вершины гор близ Медео, чтобы увидеть все те тонны мусора, которые разбросаны по сухим елочным иголкам и шишкам: бумажные пачки от сигарет, фантики от конфет, презервативы, пакеты и бутылки. Это только одна сторона вопроса, а есть и другая - мусор способен гореть пожаром! Во все времена из провинций люди тянулись к более крупным городам, - во всем мире, - и это нормально, - люди тянутся к культуре! Однако, попадая в культурный центр, некоторые несознательные члены сообщества захламляют все на своем пути, - и это бич СНГ. Столицы притягивают своей красотой. Но, гуляя по их проспектам, отстроенным за десятки лет, и паркам, посаженным и выращенным много лет назад, визитеры, туристы и просто бомжи готовы спилить 100-летнюю елку, чтобы продать ее и купить себе спирт, пиво, закуску и еще что-нибудь. А после этого - оставить после себя всё то, что неинтересно брать с собой - мусор. Но это не самое ужасное: горы мусора иногда лежат среди домов, потому что кому-то лень дойти до мусорных баков. И проблема лежит в гораздо более глубокой плоскости: воспитание должно уже вводиться в школах, на уроках по природоведению, дети с младых ногтей должны знать, что сорить нельзя, а бросать отходы быта нужно в строго отведенных местах. Только так, хотя бы за ближайшие 50 лет удастся хоть как-то выправить ситуацию. К мусору следует изменить отношение, - бесповоротно! За рубежом, в развитых капиталистических странах мусору посвящены научные труды, переработке мусора, отходов производства и быта - посвящаются научные симпозиумы, исследования, на которые государства выделяют приличные суммы. По мировым стандартам, и с точки зрения экономии энергоресурсов и экологии, весьма выгодно относиться к вторичным ресурсам как можно более рационально. Поэтому не удивительно, что менталитет и нашей богатой страны отличается от тех норм жизни и развития, которые присущи развитым странам ЕЭС. Если взглянуть на карту мира, а еще лучше - на глобус, - очень многое становится ясно и понятно! Хозяйственный подход Итак, известно, что во время использования продукта образуется несколько типов твердых отходов. Так, продукты, которые сами по себе могут быть долговечными и рециклируемыми, могут, тем не менее, производить твердые отходы из расходных материалов. Простым примером могут быть - принтер компьютерный (картриджи для принтеров) и фотокамеры (пластиковые контейнеры от фотопленки). По общему мнению ученых, экологическая выгода того, что твердые отходы от расходных материалов могут быть сокращены в результате удачного инновационного проекта, более чем очевидна. Безусловно, расходные материалы должны содержать минимум токсичных материалов (а лучше было бы - не содержать их вообще). Таким образом, на конструкторов возлагается особое обязательство: представлять себе ясно все аспекты конструкции, минимизирующие воздействие продукта на протяжении всей его "полезной жизни". Менее желателен, чем сокращение твердых отходов из расходных материалов, но более похвален проект расходных материалов, поощряющий их повторное или эффективное рециклирование, и к его программе - предъявляют чаще всего два требования: проект, по которому допускается быстрое рециклировние, как только возвращается "единица расходного материала", и - проект и поддерживающая его инфраструктура, поощрение пользователя возвратить эту "единицу" на рециклирование. Яркий тому пример - это использование рядом корпораций для рециклирования картриджей лазерных принтеров (за рубежом). Так, прочие инструкции давно уже поощряют пользователей возвращать картриджи для регенерации и повторного использования. Дополнительным побудительным стимулом служит и маленький подарок за каждый (!) возвращенный картридж. Да и система доставки пакетов обеспечивает многое из необходимой инфраструктуры. Такой подход не только похвален с экологической точки зрения, но и, как показала практика, повторное использование картриджей гораздо выгодней, чем использование каждый раз нового, - это уже подсчитано экономными европейцами. Не стоит делать секрет из того, что правительства развитых капиталистических стран давно отдают предпочтение продуктам производства с философией "DfR" (проектированию с учетом последующего рециклирования). Так, еще в 1991 году было опубликовано Распоряжение правительства США (а мы в это время были заняты перестройкой!) под № 12780, где прямо требовалось, чтобы все правительственные агентства (в совокупности агентства - крупнейший покупатель страны) начали покупать продукты, изготовленные именно из рециклированных материалов, и поощрять поставщиков к участию в программах утилизации отходов. В том же году в штате Нью-Йорк был объявлен конкурс на поставку компьютеров для офисов штата, в условиях которого было указано, что одним из факторов оценки при выборе поставщика будет рециклируемость. Так, статус известного немецкого экологического знака "Blue Angel" включает такие требования в процедуры оценки. Функциональные и эстетические требования к проекту порой слишком затрудняют ограничение разнообразия материалов или сложности, но - минимизация должна быть основным центром внимания для каждого конструктора. Что было однажды - то может быть дважды Отличным сравнением здесь служат кефирные бутылки эпохи СССР. Разве это была плохая идея - менять бутылки на кефир, с разумной доплатой за содержимое, минус стоимость тары? Ведь эта схема позволяла экономить миллионы, кроме прочего, приучая население к порядку и бережливости. Поэтому для СНГ подобная схема обращения, в общем-то, не новость. Были времена, когда люди сдавали тонны макулатуры, в том числе и юные пионеры, а также - металлолом, впрочем, еще живы отголоски этой идеи - и до сих пор наши (некоторые) сограждане собирают металлолом, порой даже незаконно, желая хоть как-нибудь выжить (в целях пропитания). Автор помнит и те времена, когда по поволжским деревням ездили с телегами "собиратели" костей - и им сдавали такие косточки мешками, - благо население за зиму собирало говяжьи и лошадиные косточки. Хозяйственный, хотя и своеобразный, подход был очевиден. Такие "собиратели" в обмен на кости давали колхозникам детские игрушки и прочие мелочи. Поэтому воспоминания о летних каникулах "на деревне у дедушки" очень тесно связаны с хозяйственным "воспитанием": начиная от сбора орехов, ягод и грибов (мешками) и кончая посадкой яблонь (пусть с мелкими плодами, но - все же!), и, понятное дело, сбором металлолома, и же с ним - костей. Бывало, удавалось даже в лесу находить череп и кости не до конца обглоданного быка, которому не повезло, - заблудился в дремучем лесу и стал добычей для волков, на берегу Суры. Что сегодня продается в сувенирных лавках мира из костяных изделий? Прежде всего, вещицы из слоновой кости, - украшения: браслеты, колье и шкатулки. Более того, автор видела в Алматы роскошную кровать из слоновой кости - в одном из новых небоскребов на Аль-Фараби, - на именинах у дочери знакомой. Однако и витрины с изделиями от "Фэн-Шуй" порой изобилуют миниатюрными статуэтками костяной работы, ведь в мире есть не только Баба-Яга - костяная нога. То есть: в качестве поделочного материала может быть немало из того уже, что б/у. Но это только одна сторона рассматриваемого вопроса, и только один пример. Шведский вариант Шведские сторонники охраны окружающей среды весной 1990 года написали буклет для своих соотечественников, в котором была собрана полезная информация о плюсах или минусах той или иной продукции, о заслугах или грехах различных фирм. Предисловие к буклету подписал сам король Швеции! Уже в апреле каждая шведская семья получила этот буклет и магнитофонную кассету, разъясняющую тонкости экологического баланса. Под таким влиянием шведы стали охотней покупать "неотбеленную" туалетную бумагу, - она выпускается без применения вредных соединений хлора, предпочитать в магазинах безвредные для природы - самораспадающиеся со временем упаковочные материалы. Но самое главное - в Швеции произошло изменение психологического настроя. С этого момента уже все стали подстраиваться - и производители, старающиеся угодить новым вкусам, и заодно желающие сделать себе рекламу (приятное с полезным). Диктофон, фотоаппарат, детские игрушки требуют батареек, которые в большинстве своем содержат ртуть или кадмий. В радио- и электромагазинах - стали принимать батарейки б/у, так как новые правила предписывают СДАВАТЬ их, дабы больше не отравлять тяжелыми металлами обычные мусорные свалки. Надо сказать, что до того момента было мало желающих хранить и перерабатывать этот опасный утиль. С такой целью была создана особая фирма "Сакаб", занимающаяся исключительно ядовитыми отходами. Фирма "Сакаб" сортирует батареи по типам и складирует в специальные бочки - до лучших времен. И, когда накопилось около 400 тонн, такой клиент находится - "МРТ-Сюстем АВ" в Карлскруне. Её директор, Х. Куландер, не скрывает, что прибыль поступает в результате сложной технической борьбы (и финансовой) - за реализацию приобретенных патентов (!) на технологию извлечения ртути из батарей и ламп дневного света. Причем доходы приносит не загрязняющее, а очищающее природу производство! С того момента выпускаемые "МРТ" вещи - дистилляторы, например, экспортируются уже в Голландию, ФРГ, Англию, США, Таиланд, Финляндию и даже - в СССР. В то время у фирмы не было конкурентов, что позволяло успешно освоить не только свой, шведский, рынок, но и выйти на международный. Однако следует учесть, что "МРТ" не гналась за быстрой наживой, а вкладывала заработанные средства в расширение производства. Важно было подвести экономическую "базу" под природоохранный метод, и освоить его. Только тогда, когда результат был достигнут, наступила пора "рубить капусту", своего рода "жатва", основанная на безусловном желании общества отделаться от накопившегося "балласта" и готовности заплатить за это. Однако в планы "освоения" входили все новые источники отходов (и больших доходов!) - амальгама, используемая в стоматологии, обычные термометры, почти не попадающие пока в утиль, однако добавившие в конце 80-х годов более тонны ртути на свалки Швеции, где горы бытовых отходов в 2,5 млн. тонн, или в среднем по 300 кг на человека (расчеты на начало экологической компании 90-х) - все под контролем природоохранных "коммун". Промышленных отходов - до 4,5 млн. тонн, а опасных отходов набирается до 0,5 млн. тонн, хотя четверть из них тайком (еще!) выбрасывается на обычные свалки, - так дешевле избавляться, не оплачивая вывоз. Разумеется, в самом начале "мусорной революции" перед правительством встала проблема: предстояло выдвинуть программу, включающую в себя вопросы о том, как поощрять повторное использование ресурсов, как подтолкнуть промышленность к переходу на ресурсосберегающие технологии, как заинтересовать потребителей именно товарами, выпускаемыми с минимальным уроном для родной природы. Ответы были найдены быстро: использование налоговых льгот для "отличников" и штрафов для "двоечников". Однако менталитет от старого кредо "купи, используй и выбрось" к новому - "рассортируй и сдай в утиль" постепенно набирает обороты. Так, в среднем каждая семья уже в начале 90-х гг. сдавала в утиль в год почти: 90 кг макулатуры, и до 10 кг не имеющей залоговой стоимости стеклотары (намного больше стеклопосуды сдается за деньги). Каждую вторую неделю особый грузовичок заберет выставленные за ворота дома мешки с бумажным хламом и т.д. В специальных точках населенных пунктов Швеции есть пластиковые контейнеры для стекла. Этот сервис находится под контролем коммунальных властей, хотя по договору с частными фирмами, специализирующимися на переработке вторсырья и платящими налоги в государственную и коммунальную казну. Однако, следует сказать, что получение нужных материалов со свалки равнозначно извлечению денег из мусора, причем иногда очень крупных! Так, некто Э. Вигг стал собирать на свалках брошенные аккумуляторы от тракторов и машин, в которых был свинец - вредный, как и любой тяжелый металл. В конечном счете, в первый же год он собрал … 53 000 кг свинца! Разумеется, основная часть выходящих из строя аккумуляторов бесплатно сдавалась на бензозаправочных станциях, но около 400 000 штук ежегодно …терялись. С тех пор Эрик Вигг продавал утиль фирме-переработчику, а на вырученные деньги почти сразу купил себе подержанный трактор, еще кое-какую сельхозтехнику, которую в дальнейшем даже передал начинающим фермерам в Эстонию. В какое-то время почти как грибы после дождя стали появляться предприятия по переработке старых автомобилей, холодильников, стиральных машин, чугунных ванн. Все это может приносить прибыль, так как за утилизацией стоит не только экономия на невзорванных рудниках и непостроенных доменных печах, но даже и инвестиции в сохранение природы и природных ресурсов для будущих поколений. Итак, металлы - в дело, стекло и бумага - тоже в ходу. А как же пластмассы? Известно, что еще в советское время в Японии отходы быта шли … на сооружение искусственных коралловых рифов для разведения рыбы, во Франции - на изготовление столбиков для виноградников, где производят знаменитые вина, в Австрии - на производство корпусов телевизоров. Патенты на изобретения в данной области, способные давать прибыль из отходов, в том числе и из пластмассовых, по этой причине - весьма желанная вещь, а изобретатели - почетные, уважаемые люди. О пивных банках Когда в магазинах люди сдают в автоматы пустые банки из-под пива и напитков, получая квитанцию на энное количество крон, - это прекрасно. Проданные банки имеют свою "залоговую стоимость", и неизменно сдаются назад, - выгодно. Так, еще в начале 90-х годах было подсчитано, что за год попадает на переплавку около 600 млн. штук банок, и это при том, что население Швеции тогда было чуть более 8 миллионов человек. Сначала пустые банки прессуются автоматами в брикеты, затем транспортируются в Финспонг, - магнитные искатели отбирают из алюминиевой массы железную "тару" германского или финского производства, затем попадают в литейные печи и превращаются в 4-х-тонные слитки - для продажи шведским или иностранным потребителям. Изготовление 1 банки из лома обходится всего-то в 4 % стоимости её производства из нового алюминия (!). В начале этой разработки не обходилось без казусов - как-то замеры фабричных выбросов в атмосферу показывали высокое содержание ядовитых хлористых соединений и диоксина. Исследование выявило, что все дело - в лакокрасочном покрытии банок и в остатке сахара внутри. Вот тогда изменили и технологию, - пришлось повысить аж до +850 С температуру "дожига выбрасываемых газов", и уровень загрязнения воздуха уже снизился в десятки раз, став ничтожно малым (по данным СМИ, в том числе и шведских). Рециклирование автомобилей Не секрет, что на наших мусорных свалках лежат и ржавеют горы металлолома от машин, в том числе и иностранного производства. Те же самые отходы - тоннами за рубежом несколько иначе вводятся в "повторный цикл использования ресурсов". Приходится дивиться на проекты, которые рассматривают в Гарварде и Оксфорде. Многие аспекты проектирования с учетом возможности рециклирования (DfR) иллюстрируются рециклированием автомобилей и их деталей. Оно происходит в несколько этапов, и на каждом из них имеются свои переработчики. Процесс начинается уже с транспортировки автомобиля, с момента, когда его стали считать непригодным к работе, - в пункт разборки - на запчасти. Разборщик удаляет компоненты, которые можно продать: панели корпуса, свинцово-кислотные батареи аккумуляторы, колеса и шины, радиатор, генератор и т.д. Затем корпус автомобиля продается (!) оператору по измельчению. Сама операция по измельчению делается крупной машиной, которая рубит корпус на маленькие кусочки размером около 10 см и весом около килограмма. Эти кусочки далее проходят ряд операций, на выходе которых образуются три потока: "железная" фракция - железо, углеродная сталь, нержавеющие стали, фракция цветных металлов - цветной лом: алюминий, медь, цинк, и - так называемый остаток - автоматического дробления - automotive shredder residue - ASR, это главным образом загрязненные металлами и жидкостями полимерные материалы. Каждый из трех потоков выпуска поступает следующему переработчику в порядке последовательности рециклирования: железная фракция - на сталелитейный завод; фракция цветных металлов - на сепаратор цветных металлов, где некоторые металлы сепарируются для перепродажи; бесполезный "ASR" - к оператору полигона отходов. В некоторых странах (в некоторых случаях) "ASR" подвергается пиролизу - для получения энергии, - хоть какая-то польза! Система рециклирования автомобилей невероятно эффективна при восстановлении транспортных средств в момент окончания их "жизненного цикла" (!) и повторного использования по крайней мере некоторых их частей и материалов. Пожалуй, и в нашей стране достаточно популярен вариант "разбора" автомашин на запчасти, и в этой плоскости как нельзя более преуспевают угонщики автомобилей, которые, как показывает практика, перепродают краденые машины именно на запчасти. Таким образом, криминальный мир давно уже "перестроился" на европейскую модель, - хотя и своеобразно. Точно так же ворованный медный кабель идет на цветной лом. Почему-то незаконное "внедрение" западных "ноу-хау" в преступных целях уже на протяжении многих лет никак не может быть искоренено, а в промышленных, законных технологиях те же самые "ноу-хау" пока редко находят применение… И лежат горы мусора, которые иногда подвергают утилизации "сжиганием", что создает новые экологические проблемы - смог с ядовитыми газами. Итак, в более развитых странах мира около 90 % всех автомобилей, в конечном счете, рециклируются. И для сравнения: 63 % алюминиевых банок, 30 % бумажных продуктов, 20 % стекла, менее 10 % пластика. Так как же вообще работает система восстановления автомобилей, каковы ее положительные и отрицательные стороны? Большая роль отводится самому специалисту - демонтировщику, который извлекает из автомобиля части, более или менее ценные для ряда отраслей и производств или (и) те, что представляются трудными для последующих стадий рециклирования. Так, один из первых извлекаемых агрегатов - свинцово-кислотная аккумуляторная батарея. Порой аккумулятор может быть возвращен на рынок деталей б/у, но чаще всего как таковой он не представляет особой ценности, а посему сразу же продается переработчику свинца, который и извлекает из него свинец и далее перепродает его производителю аккумуляторных батарей. Похожие процессы происходят и с каталитическим конвертером и с электронными компонентами: каждый поступает к специалистам по извлечению ценных металлов или полезных микросхем, либо деталей, а извлеченное сырье передается к переработчикам или дилерам: колеса, моторы стеклоподъемников и сиденья, возможно, радиатор. Другие могут повторно использоваться после надлежащего ремонта: генераторы, кондиционеры, даже цельные двигатели, что весьма актуально тогда, когда тот или иной тип двигателей уже не выпускается, и восстановленные и отремонтированные детали - единственный способ поддержания работоспособности старых автомобилей, что также очень важно для раритетных машин. Таким образом, широчайшая доступность отремонтированных деталей и модульных конструкций автомобилей - основные факторы продолжения жизни автомобилей. Более сложные узлы также подвергаются вторичной переработке. Развитие в недавнем прошлом автомобильной электроники привело также и к ограниченному рециклированию электронных деталей, - порой и с производством таких же деталей, иногда и с извлечением содержащихся в них ценных металлов. Безусловно, металлы платиновой группы в каталитических конвертерах весьма ценны, и именно на них приходится около 30-50 % всего использования этих материалов. Неудивительно, что их и начали собирать для рециклирования с таких отработанных конвертеров. Таким образом, перед нами система, возникшая спонтанно, в результате действия экономических стимулов, а не под воздействием регулирования. И, в зависимости от глубины исследования потоков сепарированных металлов и переработанных деталей - это деятельность, связанная с десятком (и более) независимых участников, у каждого из которых своя роль, свои технологии и всевозможные комбинации, как автоматических, так и неавтоматических средств. Еще раз - о шинах б/у Классическим примером рациональной утилизации (в американском варианте) являются шины б/у. Ничего сверхъестественного, конечно, нет, - капиталисты стали еще более расчетливыми, тем более в условиях энергетических проблем с нефтью. Итак, миллионы отслуживших шин можно не выбрасывать на мусорные свалки, а подвергать утилизации и повторно использовать. Хотя восстановление протекторов шин полезно при увеличении срока их жизни, но этот процесс обновления не может быть бесконечным. Как известно, новые заводы по переработке шин работают по налаженной схеме. Шины размельчают и разделяют их на три потока: маленькие кусочки шин, кусочки стали и крошка. Сталь можно рециклировать. Крошку легко можно сжигать для получения энергии, - ведь каждая шина содержит более восьми литров восстановимой нефти. Кусочки шин находят различное применение - при изготовлении беговых дорожек (!), резиновых сапог, асфальта - перечень богатый. Хотя соответствующий экономический и экологический анализ еще недостаточно развит (пока), все же необходимые технологии становятся доступными для разных типов рециклирования шин. Издержки захоронения отходов от шин никогда не интернализировались, - так, в отличие от алюминиевых банок из-под напитков пользователи шин в настоящее время при покупке не платят такой "задаток за рециклирование". В результате рециклирование производится только если оно выгодно (во многих случаях выгоды нет). Частично причина кроется в том, что существует законодательство, запрещающее использование шин в качестве топлива мусоросжигательных заводов, или осложняющее транспортировку старых шин в город или за пределы штата, - туда, где находится завод по рециклированию шин. Инженер по проектированию шин также должен предвидеть и конец жизненного цикла шин, еще до начала проектирования. На сегодняшний момент переработчики шин (и вторичного сырья вообще) имеют дело с шинами, разработанными (пока) без учета их конечной утилизации. По мнению профессора Т. Гридэйла (США, Нью-Джерси, перевод с английского), возможно, что уже в дальнейшем разработчики - проектировщики сумеют изменить состав шин таким образом, чтобы сделать их "заключительное сжигание" более эффективным, сведя к минимуму выбросы токсических веществ в атмосферу. Возможно также, что шину сделают и более быстроразборной, а также такой, чтобы проще было ее трансформировать в новый продукт. Инженеры работают над этой проблемой. Алматинцы - входят в период "евратизации" Рафик Агазарович Мирзоев - заместитель начальника АО "Тартып" по вывозу твердых бытовых отходов, более 26 лет занимается решением данной проблемы. Его комментарии еще ценны и потому, что он ездил за рубеж, в Германию и Турцию - в творческие командировки по обмену опытом: - За рубежом, например, в Германии, люди как-то приучены сортировать мусор еще у себя дома, - на кухне. Отдельно складывают стеклотару, отдельно - пищевые отходы, макулатуру, мануфактуру (вещи, одежду б/у), все это в отдельных пакетах выносится и выставляется за двери дома. Подъезжающая машина все забирает, а затем все эти отходы идут на мусороперерабатывающий комбинат (завод). У них за рубежом уже такая культура, такой менталитет. - А Вы пробовали этот "раздельный метод сортировки мусора" внедрять у нас? - Пробовали, в 2004-м году. Несколько месяцев ставили отдельные контейнеры для стекла, пластиковых бутылок, для бытовых отходов - безрезультатно. - Может, необходим какой-то популярный ролик по телевидению, чтобы уровень населения как-то поднять на другой, более высокий уровень, улучшить его? - Такой ролик мы готовим сейчас, он будет уже в 2007 году на экранах. - Сколько тонн мусора ежедневно (в среднем) принимает ваш "полигон" и как вообще измеряется объем принимаемого мусора? - Объем мусора измеряют на весах: машина въезжает на них, весовщик цифру фиксирует, записывает. Вообще-то затем тонны переводятся в кубометры. Ну, вчера, 13 декабря, например, было принято - 1127 тонн мусора. - У вас не промышленный, только бытовой мусор? - У нас только бытовой, 5-го (более слабого) класса токсичности. - Достаточно ли машин? Ведь на мусорках скапливаются горы, ощущение складывается такое, что его месяцами не вывозят, и, кроме того, многие горожане (или приезжие) "не доносят мусор" до контейнеров, бросают между домов. - Должен сказать, что АО "Тартып" охватывает только 60 % города, есть еще 25 частных фирм по вывозу мусора. Но на наших контейнерах (кстати, германского производства) написано слово "Тартып", и контейнеры эти, увы, иногда воруют. - Сколько машин работает у вас вообще в АО "Тартып", и сколько машин в день вывозится мусора? - Машин у нас 144 штук, все новые, им по 2-3 года. В 2007 году еще 10 корейских машин купим, от фирмы "Хюндай", так как они себя хорошо зарекомендовали. Бывает, что в день 124-123 выхода (выезда) машин АО "Тартып" с мусором. - А сколько тонн мусора вывезено в этом году вашей фирмой? - В 1-м квартале - 87 356 тонн, во 2-м - 87 375, в 3-м - 96 758, за 2 месяца 4-го квартала - 68 059, а за 11 месяцев 2006 г. всего - 339 550 тонн. Каждый сезон года своеобразен, - "имеет вес" и золотая осень, - в пору листопада… P.S. Мусор за рубежом и у нас - несколько различные понятия. За рубежом отходы быта сортируются, что создает колоссальную возможность для удачной переработки. У нас еще менталитет "не дозрел" до такого уровня мышления. Достаточно сказать, что сейчас, например, пишу эти строки, а за окном, мимо балкона летят с верхних этажей вниз то ли пакеты, то ли коробки… Часть их, увы, висит на деревьях. Полагаю, что в ближайшие 50 лет, если и возможен незначительный прогресс, то во многом - благодаря школам и СМИ. Необходим должный уровень воспитания и ответственности, в том числе, наверное, и материальной - в виде штрафов. Фото с сайта http://www.tauners.lv

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи