Опубликовано: 1700

За порогом детдома

За порогом детдома

Половина сирот после того, как покинули детские дома, попадают в криминальную среду, а около 10% кончают жизнь самоубийством в течение первого года самостоятельной жизни.

Причина - в неподготовленности к ней, этой самой жизни. И здесь открывается очень широкое и пока практически "непаханое" поле деятельности для благотворительных фондов и организаций, не столь уж редких сегодня. Детей-сирот или тех, кто, по тем или иным причинам, имея родителей, тем не менее воспитывается в интернате или специальной школе, нужно готовить к самостоятельному будущему, используя специальные технологии, которые помогут им адаптироваться в жизни, трудоустроиться после выхода из детского дома, получить жилье. Так считает Марина Буханцова, исполнительный директор благотворительного фонда "Кус жолы". Понятно, что молодой человек, еще в детстве испытавший драму, а то и трагедию, ставшую причиной того, что он рос и воспитывался вне родной семьи, изначально обречен на проблемы с социальной адаптацией. Но, есть и другие факторы, негативно влияющие на успешность жизненного устройства бывших воспитанников детских домов. В первую очередь, неготовность общества принять этих людей и помочь их социализации. Насколько серьезна эта проблема для казахстанского общества? Оказывается, более чем серьезна: на 1 января этого года в Казахстане насчитывалось 48 456 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них в семьи под опеку и попечительство определены 29 147(60,2%) детей; на патронат 1 823 (3,8%) ребенка, что в сумме составляет лишь 64 %. Эти цифры привела г-жа Буханцова на недавней пресс-конференции. Остальные молодые выпускники детдомов и интернатов вынуждены совершенно самостоятельно "выходить в люди". А самостоятельность в этом вопросе равносильна одиночеству. Оно накладывается на склонность к иждивенчеству, свойственную, как это отмечают психологи, многим из них. И неадекватную самооценку, в ту или другую сторону, то есть, с гипертрофированным "минусом" или "плюсом" в отношении значимости своей личности и своих способностей. Ясно, что шансы удачно адаптироваться в современном обществе с таким психологическим и социальным "багажом" крайне низки. И банальная благотворительность, проявляющаяся в раздаче продуктов или игрушек детям из детдомов и интернатов, только развивает и закрепляет такой "багаж". Технологии, дающие возможность подготовиться к взрослой жизни, есть, и недавно они были опробованы в ходе проекта "Планирование жизни и карьеры". Его фонд "Кус жолы" провел с выпускниками детских домов, живущих в городском доме юношества "Жастар". К слову сказать, это единственное в Алматы учреждение для тех, кто покинул стены детдомов и интернатов, но не имеет своего жилья или родственников, у которых мог бы жить дальше. Проект "Планирование жизни и карьеры" предусматривает проведение серии психологических и образовательных тренингов для подростков, проживающих в интернатных учреждениях и домах юношества в возрасте 14-23 лет. Цель этих тренингов - "развитие всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка и подростка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной в процессе формирования и развития навыков учебной и трудовой деятельности, ведения повседневной жизни, ухода за собой, общения, проведения свободного времени, навыков обсуждения и анализа различных вариантов решений". То есть, сделать человека более социально адаптируемым, более готовым к тому, что "свалится" на него по ту сторону порога детдома. Сделать это можно, по мнению специалистов, укрепляя веру детей в себя и собственные возможности; обучая их смотреть в будущее с надеждой, общаться, сохраняя хорошие отношения с окружающими людьми; воспитывая навыки разрешать конфликтные ситуации и следовать социальным нормам и правилам, принятым в обществе. Как же добиться осуществления этих целей, одновременно и благородных, и очень практичных с точки зрения интересов всего общества? В первую очередь, через благожелательное по форме и профессиональное по содержанию информирование о различных жизненных проблемах и развитие позитивных личностных качеств. Например, в ходе проекта "Планирование жизни и карьеры" были проведены тренинги на темы самопознания, этики общения и имиджа, тренинги изо-терапии. Среди тем тренингов, наиболее важных с точки зрения будущей социализации, самым важным и удачно выбранным был, наверное, тренинг на тему "Я и мои деньги". В него включено ознакомление с базовой финансовой грамотностью, с тем, что такое банковские депозиты, как можно получить кредит и как пользоваться пластиковыми карточками. Все это может удивить при постороннем взгляде на программу тренингов, но стоит вспомнить элементарную вещь: то, что дети, воспитывающиеся в семьях, узнают естественным путем, как бы сами собой, тем, кто живет в интернатах и детдомах просто неоткуда узнать. А тем более, узнать правильно. Теперь фонды "Кус Жолы" и "Институт развития общественной политики" намерены охватить такими тренингами многие интернатные учреждения в Казахстане и добиваться того, чтобы этот проект не стал единичной акцией, а продлился по крайней мере несколько лет. К этому они призывают подключиться и те организации, которые постоянно или время от времени, занимаются оказанием благотворительной помощи детским учреждениям. Фото с сайта http://www.liter.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи