Опубликовано: 8600

Внешнеполитическая доктрина КНР в XXI веке

Внешнеполитическая доктрина КНР в XXI веке

В начале XXI века внимание государств Центральной Азии было направлено на экономическое развитие.

В тоже время ведущие региональные игроки проводят свою политику не только в экономической, но и в военно-политической сфере. Не стал исключением и Китай, который связал направление своей военно-политической политики в регионе с реструктуризацией отечественных вооруженных сил. Ни для кого не будет секретом, что китайские планы реформ финишируют в 2050 году, а начались они в начале 80 г. XIX века. Вполне вероятно, что по окончанию реформ Китай предстанет перед всем миром в качестве новой супердержавы, способной проводить свою внешнеполитическую линию, невзирая на наличие других мировых держав, чьи интересы могут кардинально расходиться с национальными интересами Пекина. В нашем случае стоит отметить, что Китай уже был сверхдержавой. И это было не так и давно - в 1750 г. Если придерживаться современной терминологии, на страны "Третьего мира" (в то время это были в основном Китай и Индия) приходилось 73% промышленного производства, а на государства Западной Европы (около 20 стран без России и Восточной Европы) - чуть более 20%. В 1830 г. соотношение хотя и изменилось, но не столь значительно: 60 и 30%. Но, несмотря на подобную "сверхдержавность", Китай не представлял угроз ни для одной страны мира. После колонизации Китая руководители страны в основном отбивались от великих держав, упорно борясь за независимость своей страны, которой и добились в 1949г. Те военные конфликты, в которые был вовлечен Китай в конце 60-х и в конце 70-х годов, носили погранично локальный характер и не имели в своей основе стратегической направленности. Был момент, когда маоцзэдуновский Китай пытался экспортировать всему миру идеологию маоизма, однако эта политика практически была прекращена при самом Мао Цзэдуне. В современных доктринах национальных интересов и безопасности Китая, сформулированных под воздействием взглядов Дэн Сяопина, отсутствуют как претензии на мировую гегемонию в геостратегическом плане, так и намерения распространять "китайские ценности" по всему миру, что в настоящее время проводят некоторые ведущие страны мира по отношению к странам Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии. КНР не стремится расширить свое "жизненное пространство" ни в экономической, ни в военно-политической сферах. Все спорные проблемы, включая территориальные, Китай решает за столом переговоров, а не с помощью военной силы. Примером таких успешных переговоров служат, кстати, и договоренности по границам с Россией, Казахстаном и другими сопредельными странами. Все это естественно, поскольку главной стратегической задачей КНР, нацеленной на середину следующего века, является экономическое развитие страны и доведение жизненного уровня своих граждан до среднемировых показателей. В то же время Пекин придерживается старой истины, которая гласит: "хочешь мира - готовься к войне". Реформа Народно-освободительной Армии Китая (НОАК) является ярким тому подтверждением. Здесь также уместно отметить, что Пекин осознает, что активизация его деятельности в Центральной Азии может негативно отразиться на взаимоотношениях КНР и США. В этом случае интересным является тот факт, что Пекин до сих пор придерживается принципа внешней политики, выдвинутого еще Дэн Сяопином: "Никогда не становиться во главе стран "третьего" мира против США". Но реалии наших дней таковы, что Китай уже в ближнесрочной перспективе может стать и становится центром такого динамично развивающегося региона, как Центральная Азия. Кроме того, Китай имеет надёжную геополитическую основу (обширная территория с богатыми ресурсами и многочисленным населением), чтобы играть роль естественного центра притяжения для окружающих стран и народов, куда кроме стран Восточной Азии входят и молодые республики Центральной Азии. В условиях нового миропорядка под становлением "Большого Китая" понимается экономическое единство, скрепленное этнической общностью. Китай хочет определить и утвердить своё место на мировой арене, максимально обеспечить безопасность страны, создать благоприятные условия для своего развития, прежде всего, путем завоевания неформального лидерства в Центральной Азии. В своей внешнеполитической доктрине, по мнению китайских экспертов, Китай придерживается шести основных установок при сотрудничестве с государствами Центральной Азии: - исходить из принципов равноправия и учета взаимных интересов, вести дела в соответствии с экономическими закономерностями; взаимная доступность, выгода и создание благоприятных условий должны быть положены в основу экспортно-импортных операций; - следует всячески разнообразить формы сотрудничества. Бартерную торговлю необходимо постепенно переводить на расчеты в наличной валюте и совершенствовать систему банковских расчетов; - исходя из реальной обстановки, умело использовать местные сырьевые источники и преимущества местных материалов, их конкурентоспособность, выявлять потребности рынка, степень надежности партнера, возможности крупных предприятий; - совершенствовать транспортные коммуникации, прокладывать новые "шелковые пути", общими усилиями использовать на благо народов различных стран существующие транспортные коммуникации, связывающие Европейский и Азиатский материки; - рассматривать незначительную ныне экономическую помощь Китая центрально-азиатским странам как проявление дружеских чувств; - всемерно развивать приграничное сотрудничество с каждой из стран Центральной Азии и тем самым способствовать общему развитию. Также Пекин в своей стратегии в отношении Центральной Азии определил четыре основные цели: 1. обеспечение стабильности на своих западных границах; 2. содействие реализации программы ускоренного экономического развития Запада КНР; 3. обеспечение гарантированного доступа к источникам энергии для быстро развивающейся своей экономики; 4. противодействие доминирующему влиянию США на экономическом, политическом и военном уровнях. Исходя из представленных выше целей внешнеполитического ведомства Китайской Народной Республики, можно предположить, что уже в краткосрочной перспективе Пекин сможет не только занять лидирующие позиции в центрально-азиатском регионе, но и распространить свое влияние на сопредельные республики. Что касается других региональных игроков в Центральной Азии, то здесь стоит отметить, что ни Россия, ни США не смогут противостоять набирающей силу в экономической и военно-политической сферах "Поднебесной Империи". В этом случае мы будем свидетелями очередного глобального процесса перераспределения сфер влияния между старыми и новыми региональными силами в Центральной Азии. И от того, какие позиции займут ведущие мировые государства, будет зависеть политическая стабильность в Центральной Азии.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи