Опубликовано: 2200

Виртуальный университет в Казахстане

Виртуальный университет в Казахстане

До сегодняшнего дня такое учебное заведение имелось лишь в Испании, в Каталонии.

Теперь, говорят, высшие учебные заведения Казахстана тоже начнут приближаться к Интернету, а через него, к своим студентам. "Всемирная Паутина" готова опутать и нас, причем с самыми благими намерениями. Но готовы ли мы к этому? В Алматы прошла грандиозная конференция "Дистанционное обучение в Казахстане". Собрались ректоры вузов. Говорили о новых технологиях. Возможности дистанционных систем были представлены ведущими компаниями. В общих чертах стало ясно, что в стране принят государственный стандарт "Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования", благодаря которому теперь и лоббируется виртуальность, форсируются события. Однако, что мы имеем на старте, кроме вышеназванного стандарта? До конференции Господин Исин, сотрудник Центра Информационных технологий (Астана). -Как вы себе представляете дистанционное обучение? -Пока не знаю, но компьютер в этом процессе будет замешан точно. -У каждого ли вуза сегодня есть достаточное количество компьютеров с подключением к Интернету, чтобы перейти на "дистанционку"? -Не думаю. Да и у студентов далеко не у всех имеется эта роскошь, особенно если говорить о глубинке Казахстана, которую якобы и хотят привлечь к обучению. -Существуют ли в вузах компьютерные программы, используя которые можно обеспечить передачу знаний, их контроль и аттестацию, ведь дистанционное обучение должно позволить каждому карагандинцу, не покидая города, окончить КИМЭП. -Без понятия. Думаю, что в вузах таких программ нет, но в мире они существуют, и всегда можно воспользоваться чужими разработками. -Взять за основу что-то можно и нужно, но как быть с государственными стандартами в образовании, они у каждой страны - свои, значит, на создание таких программ уйдет время, а самое главное - кто же этим займется: Министерство или каждый в отдельности? -Не знаю, честно не знаю. -Есть ли среди преподавателей вузов специалисты, которые могли бы обслуживать такую технику и работать в режиме круглосуточных переписок со студентами? -Пока преподаватели с трудом представляют себе, что это такое, поэтому желающих сидеть перед компьютером день и ночь - нет. Но мировая практика показывает, что за этим видом обучения будущее и нам надо освоить ЭТО. -Отразится ли внедрение новых технологий на стоимости обучения, сегодня это больной вопрос, между тем установка дорогостоящего оборудования, перенос знаний на компьютерные носители - все это дополнительные затраты, которые лягут на вуз, а затем и на студентов. -Изначально может быть и будет какое-то удорожание образования, но на самом деле виртуальное обучение дешевле, чем другие формы обучения. За границей дистанционное образование стоит в год 600 долларов, и люди получают полноценный диплом. То есть тенденция будет развиваться к удешевлению, вот только когда это случится, не знаю. -А может быть министерство, столь заинтересованное в реализации им же принятых стандартов, будет само финансировать внедрение новых технологий? -Не знаю. Вот, хотел бы на этой конференции об этом узнать, хотя, скорее всего, государственные средства, если и будут выделены, то они достанутся только государственным вузам, частные же вынуждены будут как всегда выживать сами и… за счет студентов. Во время конференции Олег Гусар, системный инженер компании "Sun Microsystems" Казахстан и Центральная Азия честно и без прикрас рассказал, что может современное оборудование, почему оно так необходимо нашей системе образования. Оказывается, с технической точки зрения, многие тупиковые вопросы, давно разрешены. Скажем, для компьютера, выступающего посредником в процессе передачи знаний от вуза к студенту, нет проблем идентифицировать личность студента. Поэтому все варианты обучения купленного профессора, который за студента по компьютеру сдал бы экзамен, отпадает. Система узнавания студента, которого ни один преподаватель не видел в лицо, разработана и действует. Кроме того, уже есть такие программы, которые ни за что не откроют вам новые книги и новые знания, пока вы не сдадите все необходимые зачеты, контрольные, самостоятельные по тем или иным предметам. То есть пока студент-должник не сдаст все хвосты, компьютер не будет его обслуживать дальше. Звучит фантастично, но впечатляет, потому как с живыми преподавателями всегда можно договориться и как-то перескочить на следующую тему, на следующий курс, с железкой же разговор короткий. И еще что касается техники: терминал нельзя "сломать", с него нельзя скачать информацию, он защищен, поэтому для его обслуживания никто не нужен. Техника может жить и работать без присмотра. В то же время один сервер может обслуживать сразу огромное количество студентов. То есть технически Казахстан готов перейти на дистанционное обучение и специалисты в этой области говорят, что это надо делать как можно быстрее. Мол, наблюдается отток молодежи за границу, а это интеллектуальный капитал и деньги, которые так же утекают в зарубежные вузы. Как видится переход на виртуальное обучение техническим работникам? Для них все просто. Вузы должны пригласить специалистов, те им установят оборудование (естественно, не за бесплатно) и мировая практика показывает, что самому вузу не придется искать специалистов, которые могли бы обслуживать эту технику, как правило, это делает компания-партнер. Что еще должен делать вуз? Ему придется побеспокоиться о том, чтобы в компьютеры попали знания, нужные по тем или иным специальностям. Как это сделать? Опять же, оглядываясь на опыт запада, вузовским работникам для начала предложили создать курсы по отдельным предметам. Берется какой-то предмет, который не требует лабораторных работ, скажем, история Казахстана, и весь лекционный материал сбрасывается на диск. Студенты, которые не хотят ходить на лекции по данному курсу, могут пройти его сидя дома или придя в компьютерный класс вуза, но в удобное для себя время. Конечно, такая услуга будет оказываться не бесплатно, но студенты так и так платят за образование и преподаватель, который получает заработную плату за количество отведенных лекционных часов, вдруг окажется менее загруженным. Его работу будет выполнять компьютер. Это очень похоже на приобретение компьютерного учебника, которые на сегодня издаются в стране полным ходом. Технари говорят, что смысл дистанционного обучения - в упрощении образования. Здесь несущей технологией становится Интернет. Именитые профессора наконец-то смогут свободно вздохнуть, так как их знания будут растиражированы на дисках. Но зарплата преподавательского состава останется прежней. По крайней мере, на конференции всех уверяли в этом. Что касается дополнительных затрат, которые неизбежны с внедрением новых технологий, то были озвучены две бизнес-тенденции. Первая: можно сделать систему - единую на страну. И дать возможность пользоваться ею всем городам и вузам. Стоимость раскидать на всех, и тогда она не будет казаться сильно дорогой. Вторая: можно посчитать, какие средства тратит студент, приобретая учебную литературу, на проживание, на дорогу. Дистанционное же обучение подразумевает, что человек может даже работать, зарабатывать средства, а учиться в удобное для него время. Те, кто делали приблизительные расчеты, говорят, что "дистанционка" менее затратна. В качестве еще одного подтверждения удешевления такого образования говорят о сокращении учебных площадей, аренда которых сегодня стоит дорого. В перспективе же весь вуз сможет уместиться в нескольких классах, знания же будут заложены в компьютеры, которые тоже много места не занимают, особенно если стоят у студента дома. И последнее, цены на Интернет. Все почему-то надеются, что цены на услуги виртуальной связи должны упасть. Тогда будет смысл говорить о доступности такого образования. Сейчас же новация может заинтересовать немногих. После конференции В качестве прогноза на ближайшее будущее собравшиеся на конференции говорили, что, скорее всего в вузах появятся курсы компьютерного обучения. Сначала это будет один предмет, потом второй, потом третий. Трудно сказать, сколько пятилеток понадобится Казахстану, чтобы перевести на дистанционное обучение все вузы. Но прецедент-то уже есть! Карагандинский Экономический Университет приехал на конференцию с опытом обучения по такому методу. Поэтому ничего невозможно нет. Виртуальный вуз не за горами.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи