Опубликовано: 8000

Уральскому дому Карева - 105 лет

Уральскому дому Карева - 105 лет

В Уральске Большой дом Карева знают все. Вот уже больше ста лет он является центром культурной жизни города.

И не только. Еще с царских времен и по сей день, в нем размещаются лучшие городские магазины. За всю историю дома в нем квартировали свыше ста (!) различных учреждений. Однако помимо радостных и значительных для истории воспоминаний дом к своему юбилею накопил целый воз проблем. История постройки Каревского дома, как гласит народная молва, началась с того, что купец Овчинников построил свой двухэтажный дом. Построил и давай хвастаться перед другими купцами: "Я на балконе своего дома каждый день пью чай и любуюсь рассветом и закатом". Так надоел он своим хвастовством купцу Кареву, что тот сказал: "Полюбовался и хватит, больше не будешь". Прямо напротив дома Овчинникова он построил свой, вдвое выше и в несколько раз больше. Однако грандиозное по тем временам строительство не принесло счастья Александру Тимофеевичу. А напротив стало причиной его гибели. Рассказывают, что в день новоселья, купец узнал о том, что строительство фактически его разорило. В праздничный вечер вместе с многочисленными гостями он изрядно выпил, затем вышел на балкон и на глазах у прогуливавшихся горожан упал с него и разбился насмерть. Сделал ли он это намеренно или упал случайно до сих пор неизвестно. Этот факт, наряду со многими другими, остается одной из тайн Каревского Дома. Позже в годы революции, в селе Серебряково скончалась от тифа и хозяйка дома - Дарья Федоровна, куда она бежала, опасаясь преследования большевиков. С момента смерти своего создателя Большой Дом, как до сих пор величают его уральцы, зажил своей особенной жизнью, став неотъемлемой частью истории города. Александр Тимофеевич строил Дом как торговый, доходный. И потому, согласно его замыслу, первый этаж сдавался под магазин, второй под офицерское собрание, потом его занимал Коммерческий клуб. А на третьем этаже размещалась гостиница, о чем еще не так давно свидетельствовало слово "номера", выведенное крупными черными буквами на северном торце здания. Номера в Каревском Доме считались лучшими в городе. Недавно слово закрасили. Хорошо, что еще не сняли с фронтона здания табличку с датой постройки "1900 год", но об этом отдельно. А тогда, в годы молодости Дома до утра гремели балы в офицерском собрании, в Коммерческом клубе на втором этаже. А на третьем этаже, начиная с 1914 года, шумные гимназисты резвились в перемены. После революции первый этаж также отводился под магазины, второй под различные учреждения, позже частично был отдан публичной библиотеке. На третьем этаже одно время также была гостиница, затем - редакция областных газет "Приуралье" и "Орал онiри". В годы Великой Отечественной в Каревском Доме располагался госпиталь. Уральские школьники устраивали для раненых бойцов концерты. Зрителей усаживали прямо на ступени парадной лестницы, ведущей на второй этаж, а вестибюль внизу использовали как сцену. После войны на втором этаже расположилась Народная филармония. Кстати, по акустике зал Уральской областной филармонии считается лучшим в Казахстане. В этом зале выступали многие звезды казахстанской и российской сцены. А не так давно Марат Бисенгалиев создал в Уральске камерный оркестр из местных дарований. Причем он подарил музыкантам уникальные инструменты 19 века, которые привез из Великобритании. Теперь на выступления оркестра уральцы могут попасть не чаще двух раз в год, такой плотный график гастролей у талантливого коллектива. О Каревском доме, о людях в разные годы работавших здесь, можно рассказывать очень долго. За сто пять лет Дом накопил много радостных и не очень историй. К одной из трагических можно отнести и историю медленного разрушения самого дома. Годы не щадят и здания. Ржавели и разрушались водосточные трубы. Стекавшая с крыш вода подтачивала углы, да и весь фундамент Дома. Заливаются водой довольно часто подвальные помещения. Едва держатся великолепные кружевные балконы на затейливых чугунных кронштейнах. А 25 марта 2000-го зачем-то разрушили арку ворот. Вместо нее сделали другую, из силикатного кирпича. Могли бы и не стараться. Белая арка с домом из темно-красного кирпича сочетается также как седло и корова. Правда, городские власти сделали и кое-что хорошее. В сентябре 2001-го закончились строительно-реставрационные работы в Каревском, вернее не во всем доме, а только на фасаде и внутри той половины второго этажа, что занимает филармония. Реставрацию вело ТОО "Бонита инженеринг", за что ему - ТОО огромное спасибо от уральцев и всех казахстанских ценителей старины. Мастера постарались на славу. Двери и бронзовую фурнитуру привезли из Москвы, мебель и люстры - аж из Италии. Парадные лестницы до третьего этажа теперь из мрамора или под мрамор, а выше - обшарпанные, стертые за столетие каменные ступени. Вестибюль на первом и холл на втором тщательно отделаны. Покрашен фасад и торцы здания, перекрыта крыша. Филармония преобразилась, но она занимает только часть Дома. Почему-то библиотеку, притом одну из старейших по собранию книг в Казахстане отремонтировать не посчитали нужным. Это и понятно. Заезжие знаменитости и городское начальство в библиотеку не заходят. С глаз долой - из сердца вон, согласно этой поговорке и ведут себя местные чиновники. Раз библиотека не на виду, то и ремонтировать ее не стоит. Она же для народа. А то, что в ней хранятся жемчужины культурного наследия, библиографические редкости, так кто это теперь знает и помнит? Уж во всяком случае, не городские чиновники. К тому же многочисленные арендаторы постоянно устраивают на первом этаже Дома всевозможные ремонты и перепланировки, меняют внутренний и внешний дизайн. Уродуя тем самым весь фасад здания и весь его архитектурный облик. В России уже действует закон, согласно которому любой нувориш, пожелавший купить в собственность или арендовать памятник архитектуры, обязан провести на свой счет реставрационные работы под контролем муниципального архитектора, да так, чтобы максимально воссоздать первоначальный облик, внутреннюю отделку и обстановку(!), изначально задуманную проектировщиками здания. Если это условие не выполняется, то права на собственность или аренду отнимаются государством. А у нас кто во что горазд. Памятник там или не памятник, кто как хочет, так и переделывает. Стоило бы эту практику прекратить, особенно учитывая тот факт, что архитектурных памятников в Казахстане не так уж и много. И закон, подобный российскому о сохранении архитектурного наследия нам бы тоже не помешал. А пока остается надеяться на качество старинных материалов и добросовестность строителей прошлого, благодаря которым до наших дней достояли многие здания, в том числе и Большой Дом Карева.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи