Опубликовано: 1059

Стерильность на бумаге

Стерильность на бумаге

Южная столица Казахстана получила новый статус - города республиканского значения.

Больше всего этому обрадовались экологи. Потому как закон, принятый по случаю присуждения "нового положения", говорит в первую очередь об эффективном развитии стольного града. Без улучшения экологической обстановки в столице достичь этого невозможно. Радуйтесь, люди, южной столицы! Очень скоро город станет чистым. Что значит очень скоро, когда миллионы людей живут в нем здесь и сейчас? В 1999 году была принята комплексная программа "Таза ауа - Жанга дауа", рассчитанная на период до 2015 года. В ней черным по белому расписаны все очистительные мероприятия. Определены сроки, ответственные лица (чаще - крупные организации) и источники финансирования. Дельный документ. Однако если заглянуть в него, и вспомнить, что на дворе уже 2004 год, и по плану отдельные задачи давным-давно должны быть решены, становится грустно. А если честно: хочется ругаться! Возьмем раздел про воздух. Программа планировала проведение исследования воздушного бассейна города. Оно было проведено в рамках международного проекта ТАСИС "Транспортное загрязнение города Алматы". Европейские эксперты подтвердили, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха города является автотранспорт, выхлопные газы которого составляют до 85 процентов от общего количества загрязнения. И что дальше? Дальше в программе обозначен целый ряд мер, которые должны быть направлены на улучшение работы автотранспорта. Недавно на совещании у акима южной столицы сотрудники управления охраны окружающей среды как раз отчитывались о проделанной работе. Говорили о катализаторах, которые должны быть установлены на каждой машине с целью уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу города… Однако вся беда в том, что институт органического катализа электрохимии, расположенный в Алматы, который как раз и выпускает эти нужные городу приборчики, обладает крошечной мощностью. Он может сделать всего пять тысяч катализаторов в год! В городе курсируют тысячи и тысячи машин, ежедневно в него въезжают "миграционные" экземпляры, счет которых тоже идет на тысячи, поэтому имеющаяся мощность нужного производства для Алматы несерьезна и смешна. Институт мог бы увеличить мощность до 50 тысяч, но для этого ему нужны финансы. К чести программы и ее составителей в документ заложено 16,6 миллионов долларов, которые прямиком и без задержек надо потратить на производство спасительных катализаторов. Непонятно только одно: почему с момента принятия программы прошло уже пять лет, а деньги до сих пор не истрачены, катализаторов нет. Причем речь идет о приборах, которые устанавливаются на машины с дизельным топливом. Катализаторы для машин на бензине в Казахстане вообще отсутствуют и не выпускаются! Все тот же институт имеет опытные образцы таких приспособлений, но запустить их в широкое производство согласен с одним условием: топливо должно быть без свинца. Кто и как возьмется очистить бензин от тяжелого металла? В программе нет ответа на эти вопросы, но есть определенная сумма - и немаленькая - 40 тысяч евро, которая должна быть потрачена на изучение качества топлива. Идем дальше. Все алматинцы свидетели, что на пересечении улиц Саина- Раимбека полным ходом идет строительство новой транспортной развязки, однако по программе, по срокам, заложенным в нее, она должна быть давно сдана в эксплуатацию. Кроме этого нового кольца программа предусматривает строительство еще нескольких новых дорог и развязок, которые разгрузят "артерии" города и уменьшат их задымленность. В это трудно поверить, но к 2006 году в Алматы должна быть запущена первая линия метрополитена! Так написано в программе. Честно говоря, новость с бородой и лет пять назад всем казалось, что на метро в Алматы поставили большой и жирный крест. Ан нет: метро внесли в программу и даже выделили на него деньги. Также по плану должно осуществиться строительство трех крупных экофильтров на дорожных магистралях, ведущих в южную столицу. Надо думать, что машины, у которых будут найдены неисправности, отравляющие воздух, не смогут въехать в город или будут нещадно штрафоваться!? Еще новшество: на автостоянках, где паркуются частные машины, в обязательном порядке будут открыты контрольно-регулировочные пункты. Они тоже, вероятно, будут проверять "чистоту" выхлопных труб у всех подряд. В довершении всех мероприятий, запланированных только по воздушному бассейну южной столицы, в 2003-2004 годах согласно документу, (это, считайте, уже вчера) должен был быть создан городской исследовательский центр испытаний средств, методов, технологий защиты окружающей среды на транспорте. Есть ли таковой сегодня? Нет. На что сотрудники управления охраны окружающей среды говорят, что не надо привязываться к точным датам, что программа и планы постоянно корректируются, передвигаются. Главное, что программа со счетов не сброшена, люди работают над ее выполнением. И если оглянуться в десяток лет назад, то и в самом деле не хочется быть злым, потому как действительно, что-то делается. Однако что? Ровно десять лет назад в южной столице было пятнадцать пунктов, на которых метеорологи РГП "Казгидромет" честно и регулярно делали замеры чистоты воздушного пространства. Мониторинг был объективным, глубоким. Воздух изучали на наличие в нем четырех вредных примесей: пыли, оксида углерода, диоксидов серы и азота. Сегодня в городе осталось только три таких пункта: в районе улиц Сейфуллина-Сатпаева, в микрорайоне Аксай и на пересечении улиц Раимбека-Дзержинского. Согласно показаниям, которые собираются в этих трех точках города, алмаатинцы буквально задыхаются от пыли. Твердые частички, размером с микрон и больше, носятся в воздухе и оседают в легких. Спасти население от запыления могут только зеленые насаждения, которые как пылесосы, умеют втягивать в себя самые мельчайшие крупинки. Однако в последнее время деревья все больше вырубаются в угоду новомодным застройкам. Забастовки населения, пытающегося защитить не только зелень города, но и свое здоровье, прежде всего от засилья грязи и пыли в воздухе города, бессильны. Смог растет, чернеет, уплотняется. Но пыль, как уже говорилось выше, стоит на втором месте по загрязнению. На первом - оксид углерода, который получается при сжигании различного вида топлива. При этом, как бы странно не выглядел наш воздух, напичканный гарью и свинцом, у метеорологов есть предельно допустимые концентрации - ПДК, согласно которым воздух города вполне нормальный. Да, существует загазованность, но она не смертельная, дышать есть чем. Как уверяют сотрудники отдела мониторинга воздуха, увеличение ПДК до двух-трех норм не влияет на здоровье людей. Самое многое в Алматы случаются показания трех ПДК по углероду или азоту, но это тоже в пределах нормы. Если бы было обнаружено 10 ПДК той или иной примеси в воздухе, тогда можно было бы бить тревогу. Пока же можно обойтись комплексной программой, которая тихо-мирно очистит столицу - большой транспортный узел - от всех "нечистот". Вторым и третьим большими разделами комплексной программы, которая должна спасти город от загрязнения, названы теплоэнергетика и промышленные предприятия. Ожидается перевод топливных станций на экологически чистое топливо, увеличение штрафных санкций к предприятиям, нарушающим эконормы. Все это делается на основе научно-обоснованных системных подходов. Как написано в программе, меры гармонично сочетают в себе социально-экономические и эколого-градостроительные приоритеты развития города. Но горожане пока так и не поняли, где же они: "Таза ауа - Жанга дауа", - чистый воздух и спокойная душа?
Загрузка...

X Закрыть