Опубликовано: 1400

Республика Казахстан и нефтяные интересы КНР

Республика Казахстан и нефтяные интересы КНР

В последнее время на территории республик Центральной Азии становится все более заметной активизация деятельности различных коммерческих структур, чьи штаб-квартиры находятся в КНР.

Это не покажется удивительным, если принять во внимание наличие месторождений полезных ископаемых в республиках региона. Конечно, на сегодня вряд ли можно найти объективную информацию о наличии тех или иных полезных ископаемых на территории той или иной республики региона не только в связи с коммерческой тайной, но и с учетом государственных интересов центрально-азиатских республик. В тоже время привлекательность различных месторождений можно оценить по объемам добычи полезных ископаемых, фаворитами которых в настоящее время является нефть и газ. Итак, если мы посмотрим представленную ниже таблицу, то увидим, что лидером в этой "гонке" на протяжении уже длительного периода времени является республика Казахстан. Добыча нефти и газового конденсата в странах ЦАР (млн. тонн)
Страны ЦАР1992 г.1993 г.1994 г.1995 г.1996 г.1997 г.1998 г.1999 г.2000 г.2001 г.2002 г.
Казахстан25,823,020,320,523,025,825,930,035,340,647,2
Кыргызстан0,10,10,10,10,10,10,10,10,10,10,1
Таджикистан0,060,040,030,030,030,030,020,020,020,020,02
Туркменистан5,2...4,44,54,44,85,57,07,47,99,0
Узбекистан3,3...5,57,67,67,98,18,17,67,37,0
ЦАР34,46 30,3332,7335,1138,6339,6245,2250,4255,9263,32
Как видно по таблице с 1992 по 2002 годы РК стояла на первом месте по добыче нефти и газового конденсата. Но и в 2005 году Казахстан является лидером. Так, по сообщению ИА "Рейтер" добыча нефти и газового конденсата в Казахстане в январе-марте 2005 года выросла на 13,4 процента до 15,757 миллиона тонн с 13,896 миллиона годом ранее. Добыча сырой нефти в январе-марте составила 12,9 миллиона тонн по сравнению с 12,1 миллиона тонн в 2004 году. Добыча газового конденсата составила в январе-марте 2005 года 2,856 миллиона тонн по сравнению с 1,839 миллиона в 2004 году. На втором месте по-прежнему остается Туркменистан, который в первом полугодии 2005 года добыл 33 млрд. кубометров газа и 4,8 млн. тонн нефти. В тоже время в силу ряда причин КНР не может более тесно сотрудничать с официальным Ашхабадом. А добыча нефти в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане оставляет желать лучшего. В этой связи основной вектор внимания Пекина в нефтяной сфере был и остается направленным на Казахстан, который имеет основные месторождения в пределах Прикаспийской нефтегазоносной провинции, Южно-Мангышлакской и Тургайской нефтегазоносных областях. Но здесь нужно учитывать, что между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой установившиеся связи в целом демонстрировали довольно ровные, но сдержанные и без стремительного прогресса, двусторонние контакты. При этом каждое из государств со своей стороны выстраивало модель отношений с соседом, исходя из собственных интересов на тот момент времени. В нашем случае нужно отметить, что для КНР основные интересы по отношению к Казахстану за десятилетие эволюционировали от опасений за вероятную дестабилизацию на казахстанской территории и попыток оградить себя от возможных последствий для китайского Запада до стремления усилить свое влияние в Республике Казахстан. Но за этот период Пекин упустил много возможностей, связанных с реализацией экономически привлекательных проектов в нефтегазовой области. Конечно, это в большей степени связано с вопросами политической безопасности, которые всегда оставались приоритетным направлением стратегии Китая по отношению к Казахстану. Это стало видно на примере уникального месторождения "Карачаганак", где сосредоточено более 40% газовых запасов. В реализации данного проекта Китай не смог принять активного участия. В результате в 1997 г. Международный консорциум, в который вошли компании "Agip" (32,5% Италия), "BG" (32,5% Великобритания), "Texaco" (20% США) и "Лукойл" (15% Россия) получил право разработки этого месторождения сроком на 40 лет, основанное на принципах раздела продукции. Но в настоящее время, в силу некоторых обстоятельств, складываются предпосылки к изменению этого положения, что обещает в целом поменять расстановку сил в Центрально-азиатском регионе. Что неизбежно скажется на интересах Казахстана, которые требуют выстраивания обновленной линии поведения в отношении КНР. Между тем основной фактор, оказывающий сегодня воздействие на политику Китая в направлении Казахстана - это принятая Пекином специальная Программа развития западных территорий КНР. С принятием Стратегии масштабного освоения Запада КНР ситуация для Казахстана в отношениях с КНР поменялась в корне, что вызвано формированием новых внешнеполитических приоритетов Пекина. Уже сегодня Китай выходит на ведущие позиции в процессе наступления на нефтяные и газовые месторождения в Центральной Азии и в регионе Каспийского моря. Возросшая потребность в энергоносителях, проявившаяся в процессе высокого экономического роста вынуждает Пекин активизировать свою деятельность во всех наиболее выгодных направлениях, в том числе и центрально-азиатском. Это для Пекина является вынужденным шагом, так как в настоящее время экономика быстро развивающейся КНР стала требовать новых ресурсов. И если в 1997 году Казахстан экспортировал в КНР 93,4 тыс. тонн нефти, то на ноябрь 2000 года импорт казахстанской нефти составил 684,4 тыс. тонн. В тоже время по данным китайского Государственного информационного центра, потребление нефти в Китае в 2005 году увеличится на 6,7% до 320 млн. тонн, а импорт нефти Поднебесной в этом году может составить 150 млн. тонн против 91,1 млн. тонн в 2003 году. Растущий интерес к казахстанской нефти со стороны Пекина в первую очередь стал заметен на количестве китайских компаний, функционирующих на территории республики. Так, по данным официальной статистики, в Казахстане работает 20 крупных китайских компаний, 61 совместное предприятие и 615 - с участием иностранных капиталов. Конечно, Пекин на сегодня выходит на первое место среди стран-потребителей нефти в Центральной Азии. В тоже время нужно учитывать, что в борьбе за энергоресурсы участвуют и другие региональные игроки, а именно Россия и США. И хотя известно заявление Казахстана о намерении к 2010 г. довести добычу нефти до 100 млн. тонн в год, а к 2015 году - до 150, что позволит республике войти в десятку самых крупных нефтедобывающих стран мира, это не дает гарантий того, что казахстанской нефти хватит всем региональным игрокам. Потому что они, в первую очередь, заинтересованы в нефти, как в инструменте контроля над государствами-реципиентами энергоносителей, а уж только во вторую - в нефти в качестве энергоносителя.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи