Опубликовано: 20900

Разрыв между городскими и сельскими школами в Казахстане: почему проблема до сих пор не решена

Разрыв между городскими и сельскими школами в Казахстане: почему проблема до сих пор не решена Фото - Из открытых источников

«В регионе наблюдается серьезный разрыв в качестве получаемых знаний между городом и селом, между школами Актау и Жанаозена. Это недопустимо», – обозначил президент Токаев на недавней встрече с общественностью Мангистауской области.

Рассуждения и разговоры о сильном разрыве между сельскими и городскими школами Казахстана поднимаются регулярно и на протяжении нескольких лет, но, увы, проблема эта, видимо, по-прежнему остается болезненной или актуальной. 

О причинах острого разрыва между сельскими и городскими школами по качеству образования, по благоприятности условий и ряду других немаловажных критериев в общественной и экспертной среде также проговаривалось не раз, но есть ли в этом вопросе новые вводные и аспекты, на которые следует обратить внимание сегодня? Если рассмотреть эту проблему в более масштабном ключе, то насколько хроническое отставание сельских школьников замедляет темпы развития всей системы образования Казахстана? И самое главное: можем ли мы сказать, что в этом вопросе есть позитивные сдвиги и конкретные тенденции к значительному сокращению пропасти между образованием в городе и селе? Или же ситуация по-прежнему выглядит удручающей? 

Эти тезисы корреспондент медиа-портала Caravan.kz обсудил с президентом Казахской лиги экспертов образования Гульнарой Абишевой.

«Между сельскими и городскими школами есть образовательное неравенство, - обозначила в начале нашей беседы Гульнара Абдрахмановна. - Об этом уже надо говорить громко. Мы боимся использовать термин «неравенство», но тем не менее должны всей страной сегодня признать: неравенство между детьми города и села уже определено условиями, которые мы создали для одних и не создали для других.

Материально-техническая база является первой проблемой и одной из причин возникновения этой пропасти в образовании. Уже который месяц министерство говорит о том, что разработало проект «Комфортная школа». Вроде шикарный проект. Но что такое комфортная школа? Для города, для села? Это явно не та школа, в которой учатся в две смены. Прежде чем говорить о комфортной школе, для нас важно понять, что такое школа, соответствующая нормативным требованиям».

Наша собеседница отметила, что сегодня количество сельских школ составляет 75 % от общего количества государственных дневных школ, и половина из них – малокомплектные школы. В этих школах учатся около полутора миллиона детей. И большая часть этих школ по условиям не соответствует нормативным требованиям.

«Не поверите, но у нас есть школы 1900 года ввода в эксплуатацию. Шесть школ таких по стране! 150 школ введены в эксплуатацию в 1931-1950 годах. И все это сельские школы. Вы представляете, в каком состоянии сегодня находятся эти школы?! И возможно ли обучать детей в этих школах?!

Во многих сельских школах нет водопроводов, проблемы с отоплением, старая структура здания, туалеты с выгребными ямами на улице. 9 % сельских школ не имеют библиотек, 8 % не имеют столовых. И о каких комфортных школах мы сегодня говорим? Не нужно «великих» проектов и красивых названий. Надо заходить в село и начинать отрабатывать школу за школой!» - подчеркнула специалист.

По словам Абишевой, с 2005 года началось оснащение специализированными кабинетами физики, химии, биологии. Однако многие сельские школы по разным причинам за эти годы недополучили или получили недокомплектованные кабинеты. Мониторинг по оснащению школ специализированными кабинетами не проводился министерством, хотя это тоже был большой проект, на который выделялись миллиарды бюджетных средств.

Большая пропасть между городскими и сельскими школами Казахстана: как это бьет по нашему образованию

«Наличие достаточного количества рабочих компьютеров тоже большая проблема для сельских школ. В школе на один компьютер должны распределиться по 5-6 детей. В реалии во многих сельских школах нет такого количества техники. Вернее, количество есть, но большая часть компьютеров не работает, их уже давно пора списывать. Держат для количества, вернее, для отчетности.

В 90 % городских школ хороший широкополосный интернет, качественная связь. В период пандемии эксперты запрашивали информацию по обеспечению широкополосным интернетом школ сельской местности в Министерстве цифрового развития. Получается, что всего 45 % сельских школ оснащены широкополосным интернетом. Не думаю, что эта ситуация кардинально изменилась за 2 года. Таким образом, 50 % детей сельской местности в сравнении с детьми города недополучают доступ к интернету.

Из 75 % процентов сельских школ 50 % – малокомплектные школы. Отсюда и дефицит кадров в сельских школах. Из-за низкой нагрузки учителя в таких школах наши педагоги вынуждены преподавать в нескольких соседних селах. Естественно, что на такие условия работы мало кто поедет в село. В основном педагоги среднего и пенсионного возраста составляют коллективы этих школ. Ни в коем случае не умаляю труд сельского учителя. Наши коллеги находят выходы из сложнейших ситуаций. Когда требования к учителям по всей стране ориентируются на городские школы с их условиями, сельские учителя вынуждены выполнять те же требования в своих «недоусловиях».

«Взрослые защищены от такого произвола»: что не так с продлением учебного года в Казахстане

Все эти «недоусловия» в первую очередь сказываются на качестве знаний наших детей. По результатам последних международных исследований разница между городом и селом составила 25 %. Это очень большой разрыв. По результатам ЕНТ разница - 22 %. Эксперты лиги провели сравнительный анализ результатов ЕНТ с 2018 года по 2021 год. Все эти годы разрыв между городскими и сельскими школами-  в среднем от 18 до 24 %. Стабильный разрыв – это плохой показатель», - отметила наш спикер.

Сказывается, по словам главы Казахской лиги экспертов образования, и слабая профориентационная работа, поскольку и доступ к высшему образованию из-за высокой стоимости платного обучения, подорожания проживания студентов в городах для многих сельских детей стал невозможным. Растет число безработной сельской молодежи. Они пополняют поколение NEET.

«Похоже, что из январских событий Министерство просвещения для себя не сделало никаких выводов», - считает Гульнара Абишева.

Вместе с тем глава лиги экспертов подчеркнула, что реальное качество знаний наших школьников, тем более разрыв между городскими и сельскими школами, невозможно определить.

«Необъективна сама система оценивания качества знаний наших детей. Прямая привязка баллов учителя к результатам школьников в системе «Күнделік» провоцирует завышение оценок и необъективность. И от городских и от сельских школ требуется качество знаний не менее 60 %. В среднем по стране качество знаний наших детей (дети, которые учатся на «отлично» и «хорошо») составляет 60-62 %. Поверить в это сложно, когда дети в 10 классе не знают программы 7 класса. Если совсем грубо подсчитать: в этом году пороговый балл по ЕНТ не набрали 30 % наших выпускников, даже учитывая то, что ЕНТ разрешалось сдавать несколько раз. Вот вам и 60 % качества знаний наших детей! 

С учетом отсутствия условий в сельских школах уровень знаний детей, естественно, будет ниже. Для того, чтобы понять это, нужна объективная система оценивания качества знаний наших школьников.

В сельской школе много плюсов. И главный – это образовательная среда, микроклимат, который располагает к себе и ученика, и родителя. Микроклимат во многих сельских школах теплый и доброжелательный, приятный для коммуникации. Важно, что и учителям комфортно работать в таких условиях.

Сегодня многие сельские школы в состоянии профессионального поиска. Внедряют новые технологии и поэтапно выстраивают стратегию развития своих школ. Сельская школа, несмотря ни на что, развивается, и это радует!» - резюмировала Гульнара Абишева.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи