Опубликовано: 1300

Раз анкета, два анкета...

Раз анкета, два анкета...

Насколько можно доверять социологическим исследованиям?

Интересно все-таки получается: акимат г. Караганды ежегодно выделяет более миллиона тенге бюджетных средств на проведение различных исследований социально-психологической обстановки в регионе и настроений населения, а результата - ноль. Причем, есть один нюанс: эти, с позволения сказать, исследования из года в год одинаково неуспешно делает одна и та же неправительственная организация. Получает нарекания, а в следующем году - ей опять вручают исполнение социального заказа по улучшению имиджа власти. Да что и говорить, социологами считают себя многие, в некоторых департаментах (ныне - управлениях) даже отделы мониторинга собственные есть, работники которых тоже претендуют на роль специалистов по анкетированию и анализу сложившейся в области ситуации по различным вопросам. Только вот, что греха таить, результаты их анализов нередко весьма приблизительно отражают реальную действительность. Поэтому и возникают у населения логичные вопросы: где чиновники отовариваются продуктами по таким смешным ценам, почему все занимаются профилактикой преступности и наркомании и кричат на каждом углу о положительных результатах, а преступлений меньше не становится, почему чем больше борются с коррупцией, тем больше возрастают аппетиты "взяточников", как сопоставить первое место, которое заняла Карагандинская область по экономическому развитию среди всех городов республики, с низким рейтингом областного и городского акимов у местного населения и т.д? Валентина Украинская, директор "Центра социальных исследований" (ЦСИ) делится с нами своими размышлениями: - Перед началом любого социологического исследования должна составляться модель региона, где будет проводиться опрос. Социолог должен знать всю статистику: количество населения, расклад по половому признаку, возрасту, образованию, социальному статусу, национальности и т.д. Исходя из количества оплачиваемых заказчиком анкетируемых (минимальная себестоимость анкеты - 350 тенге) составляется микромодель региона по всем вышеобозначенным параметрам и пропорциональному соотношению. Опрос менее 300 респондентов не рекомендуется, так как может серьезно исказить итоговую картину. Далее социолог должен продумать, как и где проводить анкетирование. Глупо, например, спрашивать людей на стадионе, любят ли они спорт. Метод дисперсии означает разбросанность (должна быть территориальная и географическая выборка). Сформировав штат интервьюеров, необходимо выдать им удостоверения, маршрутные листы с описанием технического задания и инструкциями (например, опросить район такой-то, чтобы обязательно были улицы такие-то, столько-то мужчин такого-то возраста, женщин - такого, казахов (русских) в возрасте таком-то с высшим образованием должно быть столько-то и т.д.). Для чистоты эксперимента одному интервьюеру выдается не больше 10-15 анкет (но чтобы заполнить их, ему приходится обратиться к сотне жителей). Потом происходит процедура выбраковывания анкет и добора информации по точно заданным параметрам (например, мужчина старше 70 лет, казах, живущий в сельской местности). Если интервьюеры начинают хитрить и заполнять анкеты "от фонаря", то это легко вычисляется. Ошибка смещения в выборке допускается на 5-7 %. Соответственно, судя по словам директора ЦСИ, все опросы, не подходящие под эти параметры, полноценным исследованием называть нельзя. В лучшем случае, с большими оговорками их можно отнести лишь к зондажу (разведка в преддверии опроса, анализ понятности вопросов и их "работоспособности" с последующей корректировкой анкет). А по большому счету, любой грамотный социолог может вывести в своем исследовании именно тот результат, который нужен заказчику. Но легко проверить и самого организатора опросов, подняв необходимую документацию всей процедуры. Вопрос в другом, сможет ли исполнитель доказать, сколько людей, кого и где опрашивали его интервьюеры и обосновать свою методу. Если бы все наши социологи были порядочны и высокопрофессиональны, то не было бы таких кардинальных расхождений на предмет одного и того же вопроса, как получилось недавно с исследованием по имиджу местной власти. В итогах заказного исследования большинство населения Караганды (кстати, опрошено было лишь около двухсот человек) выразили недоверие акиму города и области. А чуть ранее другая организация опрашивала жителей микрорайона "Орбита" (во всех 39 домах были опрошены респонденты из каждого подъезда и с каждого этажа). Из 405 анкетируемых 302 признали, что Караганда изменилась в лучшую сторону, а по контрольным вопросам (оценить по пятибалльной шкале состояние освещения на улице и в подъездах, дорог, санитарное состояние территории и т.д.) объекты КСК оценены гораздо ниже акиматовских, получивших, в среднем более 3 баллов по пятибалльной системе. Социология может не только отражать общественное мнение, но, иногда, и формировать его (задавая вопросы, над которыми респондент никогда раньше не задумывался). Но теоретики - еще не социологи, нужно обладать и прикладным искусством (практикой), а у нас, увы, в вузах этому пока не учат. Рисунок с сайта http://www.cultinfo.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи