Опубликовано: 1200

Полеты будущего

Полеты будущего

Что такое аэропорт? То, чем тебя встречает страна, когда ты прилетаешь. То, с чем ты прощаешься, покидая ее.

Терминалы, багаж, таможенный досмотр, мониторы с рейсами, родственники и друзья с цветами. Но это все лирика. Аэропорт - это еще одна доходная статья бюджета. И она в стороне не остается никогда. Если пару месяцев назад по поводу возможного переноса международных рейсов в Астану еще можно было строить догадки, сейчас это, по меньшей мере, наше ближайшее будущее. Участники туристического рынка Казахстана бьют тревогу и пишут всевозможные обращения, нам же остается копить деньги не просто на поездку заграницу, но и на билет до Астаны. Заявленная дата перевода рейсов международного сообщения - 1 сентября текущего года. Летная погода Когда мы говорим о перелетах, на ум приходят совершенно обыденные вещи, описанные ранее. Но между тем ситуация гораздо сложнее. Говоря о доходах, которые приносит этот бизнес, можно задуматься о решении и ситуации, складывающейся вокруг него. О возможном переносе международных рейсов Казахстанская туристская ассоциация (КТА) узнала из прессы. Опубликованная в газете "Известия Казахстан" статья, в которой о таком повороте событий говорил Председатель комитета по гражданской авиации Минтранскома Алматбек Мамабетов, ввела в недоумение представителей туристической общественности. Повисла недолгая пауза. Во время так называемого вынужденного брейка многие авиакомпании отказывались давать комментарии, ожидая финала. Мелкие же турфирмы до последнего дня ни о чем не подозревали. Как о таком решении не сообщили в первую очередь им? Вопрос понятен и логичен. Дальше представители туризма решили действовать. Созвали пресс-конференцию, написали в Минтранском с намерением выяснить, на каком уровне было принято решение и каким образом оно оформлено. Из Минтранскома последовал ответ, где, по словам Исполнительного директора КТА Рашиды Шайкеновой, кроме пространного рассказа о прелестях нового международного терминала Астаны по существу ответа не было. Однако г-н Мамбетов ясно дал понять, что решение бесповоротное. После этого на встрече с предпринимателями в конце января 2005 года КТА обратилась напрямую к акиму города с просьбой разъяснить ситуацию, а также вручила ему официальное письмо. Аким отметил, что решение это не продуманное. После чего представители туристической отрасли южной столицы озвучили свое недоумение на третьей конференции по кластерному развитию туристической отрасли в Казахстане. Они снова задали насущный вопрос, но на этот раз вице-министру индустрии и торговли Асету Исекешеву. Вместо него на вопрос ответил председатель правления АО "Центр маркетингово-аналитических исследований" МЭБП РК Нурлан Кусаинов: "Переговоры с г-ном Мамбетовым ведутся". КТА, представители международных авиакомпаний, гостиниц, форума предпринимателей не ждут. Им нужно знать, чего ждать от этого решения, что делать, как в будущем вести свой бизнес, какого клиента искать. Теперь они решили во всеуслышание заявить о том, что они думают по этому поводу и выразить протест решению Минтранскома. Прошедшая пресс-конференция в Казахстанском пресс-клубе разъяснила точку зрения, по крайнем мере, той стороны, которую напрямую это решение коснется. Многочисленные минусы Казахстанский туристический бизнес вставал на ноги целых 9 лет. И теперь, когда наконец-то удалось добиться более или менее заметного прогресса, предприятие оказалось под угрозой. Представители турфирм, авиакомпаний, гостиниц и сопутствующих им сфер услуг в один голос заявляют о том, что решение полностью убыточное. У каждого по этому свое отдельное мнение, и из них складывается весьма неутешительная картина. Опровергая г-на Мамбетова, который утверждает, что лишь треть пассажиров летит в Алматы, а остальные либо остаются в Астане или едут в регионы, а перенос рейсов вызван исключительно удобством для туристов, КТА приводит свои данные. Из 700 лицензированных туристических компаний республики 60% (424 турфирмы) работают в Алматы. Гостиничный фонд города составляет 25% от общереспубликанского. Если среднесуточный показатель остановки туристов в Астане составляет 1,2 суток, то в Алматы этот показатель увеличивается до 3,85. Да и потом, разве даже одна треть приходящаяся только на Алматы не больше чем те же две трети, поделенные между многочисленными городами и регионами Казахстана? Возьмем иностранных туристов. Именно они приносят прибыль туристической отрасли, выделенной нынешним акимом одной из приоритетных. Многие здесь работают, многие просто приезжают отдыхать. В Алматы сконцентрированы офисы многих иностранных компаний, представители которых уже добираются до республики транзитом через крупные аэропорты Европы. По словам Рашиды Шайкеновой, еще одна транзитная остановка добавит лишних хлопот. Могут возникнуть непредвиденные проблемы с багажом, стыковкой авиарейсов, возможным предоставлением гостиницы. Европейская практика пользования авиакомпаниями показывает, что там туристы экономят на авиабилетах при транзитных рейсах. Система скидок, по приведенным данным, показывает, что, следуя по маршруту Париж-Франкфурт-Алматы, пассажир платит 960 долларов. Маршрут Франкфурт-Алматы стоит 880. Получается, что от Парижа до Франкфурта человек летит всего за 80 долларов. Делая же крюк через Астану, туристы вынуждены будут платить двум разным авиакомпаниям. Ни скидок, ни удобств. Цена билета сразу прыгает до 1912 долларов. Более чем в два раза. Когда-то по сравнению с крупными городами СНГ Алматы был достаточно дешевым, но в то же время хорошим местом для ведения бизнеса. Многие фирмы переносили региональные офисы из дорогущей Москвы к нам. Потом возникли проблемы с регистрацией (многие мелкие гостиницы берут за регистрацию почти стоимость визы, хотя везде в мире она включена в проживание), подорожал транспорт. Сейчас перенесут рейсы. Бизнесмены уже обратили свой взор на такие города как Бишкек, Ташкент, Баку. На уровне и дешево. К чему лишние траты и проблемы? Кстати, и цифры говорят то же самое. По данным USAID, количество приезжающих к нам туристов в 2004 году сократилось на 16000 человек. Если, грубо говоря, каждый турист приносит бюджету около 1000 долларов, то казна не досчиталась 16 млн. Если клиент уйдет в близлежащие города, авиаперевозчики уйдут вслед за ним. И будут спокойно себе возить народ дешевле и без лишних проблем. К тому же обслуживание самолета в аэропорте того же Ташкента стоит на 5000 долларов дешевле, чем в нашем, столичном. Наши же граждане будут вынуждены платить в среднем на 30-40% дороже за ту же путевку в солнечную Турцию или довольствоваться Иссык-Кулем. Причем выбирать не приходится: либо в Астану, либо в Бишкек или Ташкент. Для жителей ЮКО естественно ближнее зарубежье ближе, для нас - дешевле. Такси до Манаса (бишкекский аэропорт) в среднем стоит 2-3 тысячи тенге. Текущий момент Проблема остается. И ситуация усугубляется. Говорить о том, что решение это изменяемое - сомнительно. В пресс-релизе, распространенном КТА говорится, что Минтранском уже ведет переговоры с международными перевозчиками и через МИД разосланы дипломатические ноты. Представители туристической общественности надеятся, что президент просто не в курсе дела и сможет помочь. Ведь на открытии международного терминала в городе Астана он говорил, что будет просить авиакомпании прийти в столичный аэропорт. А у слов "просить" и "требовать" разная этимология. Международные же перевозчики не понимают, почему нельзя сделать оба аэропорта международными, как делается во всех странах мира. Для удобства клиентов и развития туристической отрасли. Пока же все тот же г-н Мамбетов утверждает, что нужен только один пункт и сравнивает перенос рейсов с переносом столицы.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи