Опубликовано: 3000

Почему люди не летают?

Почему люди не летают? Фото - naviny.by, avialine.com

Что общего у Стенли Кубрика, Айзека Азимова, Меган Фокс, Дэвида Боуи, Вупи Голдберг и Ларса фон Триера? Это не только мировая слава, но и аэрофобия - неконтролируемая боязнь полетов.

На днях один из российских информационных интернет-ресурсов провел опрос среди своих посетителей о том, боятся ли они летать на самолете. Свое мнение высказали почти 45 тысяч человек. Оказалось, что 58 % из них боятся летать, а 17% из этого числа даже полностью отказываются от полетов. Философский ответ "От судьбы не уйдешь" выбрали 34% и только 8% заявили, что летать не боятся и считают совершенно безопасным. Недавняя гибель в авиакатастрофе президента Польши Леха Качиньского навела многих на печальную мысль о том, что если даже президенты не застрахованы от технических неисправностей в воздухе или ошибок пилотов, то рядовые граждане и подавно. Кстати, Лех Качиньский стал 17-м главой государства, погибшим при крушении самолета. Вице-президент Судана, президенты Македонии, Руанды, Пакистана, Мозамбика, Эквадора, Боливии, Ирака, непальская принцесса - всех их в разные годы с 1943 по 2010 постигла та же участь. Так что довольно избитая фраза о том, что по статистике шансов погибнуть в авиакатастрофе намного меньше, чем в ДТП, выглядит не такой уж убедительной. Правда это или нет, мы постараемся разобраться чуть позже, а сначала попробуем выяснить, откуда на самом деле у аэрофобии "ноги растут". Во-первых, каждый четвертый пассажир самолета боится, но летает, а непреодолимый страх перед железными птицами испытывают лишь 30% населения. Психологи считают, что переживать по поводу того, насколько мягкой будет посадка, вполне нормально. Но только до тех пор, пока человек не пишет заявление об уходе, если его отправляют в командировку на самолете или отказывается от выигранной в лотерею поездки в Египет, потому что туда не ходят поезда. Таким уже, как говорится, лечиться надо - либо психотерапевтическими, либо, если случай тяжелый, медикаментозными средствами после консультации со специалистом. Страх полета может быть вызван целым "букетом" других фобий: - клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства, например, такого как салон самолета); - акрофобия (боязнь высоты); - страх потери контроля над ситуацией; - страх почувствовать себя плохо во время полета, когда возможности оказания медицинской помощи ограничены; - страх, что начнется приступ паники, а выбраться наружу никак не получится; - боязнь захвата самолета террористами (особенно часто стала встречаться в США после 11 сентября); - боязнь турбулентности; - боязнь летать ночью или над водой (вдвойне хуже, если оба фактора совпадают); - страх, что самолет разобьется, и наступит гибель или увечье; - в результате выброса гормонов при беременности; - в результате неспособности контролировать свои эмоции. Если человек уже пережил экстремальную ситуацию в самолете, то его страх вполне понятен - один только вид воздушного судна может восстановить цепочку ассоциаций, связанных с инцидентом, и по старой памяти запустить пережитые тогда эмоции. Однако спусковым механизмом для начала аэрофобии могут послужить факторы от авиации, мягко говоря, далекие. В ряд ассоциаций подсознание может "зацепить" сорвавшуюся крупную сделку, увольнение, серьезную ссору и т.п., если встреча, на которую человек добирался самолетом, закончилась подобной психотравмирующей ситуацией. Нередко в увеличении случаев аэрофобии обвиняют журналистов, особенно тех, кто работает на телевидении. Сторонники данной версии уверены, что СМИ, почти что в корыстных целях повышения рейтингов, смакуют подробности трагедий и при этом даже не думают о том, чтобы напомнить зрителям о том, что за год в их родном городе в автоавариях было на порядок больше жертв. С каждым годом количество авиарейсов увеличивается, появляются новые направления, открываются авиакомпании, а потому и катастроф в наше время больше, чем во времена братьев Райт. Однако, такая область, как обеспечение безопасности полетов, тоже не стоит на месте и процент авиапроисшествий по отношению к благополучным перелетам в целом уменьшается. В защиту коллег-журналистов можно сказать, что искореженные автомобили появляются на экранах намного чаще, чем обломки самолетов, но страха перед автотранспортом при этом у зрителей не появляется. Психологи считают, что дело тут в сопутствующих подсознательных страхах, вполне естественных для человека. Инстинкт самосохранения - один из самых древних, а наши далекие предки не то, что не летали, они вообще не могли подняться выше макушки какой-нибудь пальмы. Необходимость ощущать под ногами твердую почву воспринималась как одна из составляющих чувства безопасности. Кроме того, немаловажную роль играет непонимание того, "почему эти тяжелые железные штуки не падают". Многие из тех, кто страдает аэрофобией, в глубине души уверены, что на воздух опереться нельзя (птицы и бабочки в расчет не идут - во-первых, они не железные, а во-вторых, в отличие от самолета, машут крыльями). Таким людям кажется, что если у самолета откажет двигатель, то воздушное судно камнем полетит вниз, врежется в землю и непременно разобьется. На самом деле лететь можно и без двигателей - они нужны для увеличения скорости полета и изменения высоты. А сам по себе самолет может и планировать. Возможно, поэтому западные психологи и советуют включать научные знания в программу лечения аэрофобии. Кроме того, отлично помогают различные тренажеры, симуляторы, на которых боящийся полетов пассажир сможет почувствовать себя чуть-чуть пилотом и на собственном виртуальном опыте убедиться, что самолет - штука не только управляемая, но и послушная. К этому можно добавить всевозможные способы релаксации, медитации и т.п., которые в последующем могут пригодиться не только в самолете. Кроме того, что смешно - то не страшно. Поэтому сериал "Крутое пике" в программе "Каламбур" или анекдоты о самолетах могут сработать не хуже самых разрекламированных успокоительных таблеток. За последние 50 лет самым "нелетным" стал 1996 год - общее количество жертв тогда превысило 1200 человек, зато в 1999 их было меньше 200. С 1960 года авиакатастрофы унесли жизни почти 30 000 человек, а по данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий в мире ежегодно погибают более 1,2 млн человек. Если умножить это число на 50, то более убедительного аргумента безопасности авиаперелетов не потребуется.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи