Опубликовано: 2000

Пернатая засада: что стоит за крушением военного самолета Су-30 СМ

Пернатая засада: что стоит за крушением военного самолета Су-30 СМ Фото - Тахир САСЫКОВ

16 апреля в районе города Балхаша потерпел крушение военный борт Сил воздушной обороны Су-30СМ. Ночью при заходе на посадку у истребителя последнего поколения отказали сразу оба двигателя.

Он рухнул рядом со взлетной полосой, но летчики успели катапультироваться и поэтому остались живы. Их состояние сейчас оценивается как стабильное. Авария произошла во время проведения учебно-тренировочного полета.

Многофункциональный истребитель Cу-30СМ – это двухместный многоцелевой всепогодный сверхманевренный истребитель поколения 4++. Он совмещает в себе функции 2 типов боевых машин, стоящих на вооружении ВВС РК, – Су-27 и МиГ-31.

Cпециально созданной комиссией по расследованию причин крушения самолета в Карагандинской области рассматриваются все возможные версии. Одна из них, как самая наиболее вероятная, – это столкновение военного борта со стаей птиц.

– Птицы, особенно крупные, очень опасны для авиации, – комментирует главнокомандующий СВО генерал-лейтенант авиации Нурлан ОРМАНБЕТОВ. – Турбины самолета затягивают внутрь всё, что попадается на пути. Крупные птицы, попадающие в силовую установку, наносят максимальные повреждения двигателям с их выходом из строя. В основном подобные столкновения происходят при взлете и посадке. Корпус современного самолета способен выдержать удар, но не двигатель.

По словам Нурлана Орманбетова, при попадании птицы двигатель отключается, а если это стая, то, как правило, обе силовые установки сразу же выходят из строя. Такая ситуация считается самой опасной, так как самолеты рассчитаны на продолжение полета и безопасную посадку, если хотя бы один из двигателей исправен.

Современные аэропорты и военные аэродромы оборудованы устройствами, которые отпугивают пернатых. Для этого используются акустические пушки, пиротехника и другие возможные средства. Правда, полного решения вопроса во всем мире пока найти не удалось, поэтому происшествия происходят постоянно. По статистическим данным, в год в мире фиксируется более 5 тысяч столкновений воздушных судов с птицами. В отличие от гражданских судов скорость истребителей выше, поэтому подобные ЧП приводят к более серьезным последствиям.

Экипаж делал всё возможное при управлении самолетом, пока не возникла реальная угроза жизни. Когда борт стал неуправляем, а кабина наполнилась дымом, убедившись в отсутствии угрозы жизни гражданскому населению, а также возможных разрушений гражданских объектов на земле, летчики приняли решение на катапультирование.

Системой аварийного покидания они воспользовались уже на предельно малой высоте, до последнего пытаясь сохранить самолет и посадить его на аэродроме, где их уже ждали специальные спасательные подразделения воинской части.

Пилоты имеют 2-й класс и достаточный профессиональный опыт. Окончили Военный институт Сил воздушной обороны в городе Актобе. Налет обоих составляет около 1 500 часов.

В авиации нет понятия “старая техника”, так как вся она, согласно регламенту, своевременно проходит ремонт и модернизацию на заводах-изготовителях.

Многофункциональными истребителями Су-30СМ поколения 4++ Военно-воздушные силы начали укомплектовываться, согласно программе перевооружения, с 2015 года. Имеющиеся самолеты данного типа имеют достаточный ресурс эксплуатации. Ежегодно авиационный парк пополняется современными образцами воздушных судов, доля современного вооружения Сил воздушной обороны превысила отметку в 50 процентов.

Истребитель Су-30, как говорит летчик-ас Нурлан Орманбетов, предназначен “для завоевания господства в воздухе и уничтожения воздушных целей днем и ночью. Он может работать в простых и сложных метеорологических условиях, а также на фоне земли при применении активных и пассивных помех, контроля воздушного пространства, блокирования аэродромов противника на большой глубине и действий по наземным и морским объектам”.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Свят 23.04.2021

Опасность пернатых для самолетов известна давно, жаль что нет пока решении по этой проблеме, читал что даже в некоторых странах разводят в аэропортах ястребов для отпугивания птиц

Бахонти 23.04.2021

Главное что пилоты остались живы, нет ничего дороже человеческой жизни