Опубликовано: 1600

Пернатая засада: что стоит за крушением военного самолета Су-30 СМ

Пернатая засада: что стоит за крушением военного самолета Су-30 СМ Фото - Тахир САСЫКОВ

16 апреля в районе города Балхаша потерпел крушение военный борт Сил воздушной обороны Су-30СМ. Ночью при заходе на посадку у истребителя последнего поколения отказали сразу оба двигателя.

Он рухнул рядом со взлетной полосой, но летчики успели катапультироваться и поэтому остались живы. Их состояние сейчас оценивается как стабильное. Авария произошла во время проведения учебно-тренировочного полета.

Многофункциональный истребитель Cу-30СМ – это двухместный многоцелевой всепогодный сверхманевренный истребитель поколения 4++. Он совмещает в себе функции 2 типов боевых машин, стоящих на вооружении ВВС РК, – Су-27 и МиГ-31.

Cпециально созданной комиссией по расследованию причин крушения самолета в Карагандинской области рассматриваются все возможные версии. Одна из них, как самая наиболее вероятная, – это столкновение военного борта со стаей птиц.

– Птицы, особенно крупные, очень опасны для авиации, – комментирует главнокомандующий СВО генерал-лейтенант авиации Нурлан ОРМАНБЕТОВ. – Турбины самолета затягивают внутрь всё, что попадается на пути. Крупные птицы, попадающие в силовую установку, наносят максимальные повреждения двигателям с их выходом из строя. В основном подобные столкновения происходят при взлете и посадке. Корпус современного самолета способен выдержать удар, но не двигатель.

По словам Нурлана Орманбетова, при попадании птицы двигатель отключается, а если это стая, то, как правило, обе силовые установки сразу же выходят из строя. Такая ситуация считается самой опасной, так как самолеты рассчитаны на продолжение полета и безопасную посадку, если хотя бы один из двигателей исправен.

Современные аэропорты и военные аэродромы оборудованы устройствами, которые отпугивают пернатых. Для этого используются акустические пушки, пиротехника и другие возможные средства. Правда, полного решения вопроса во всем мире пока найти не удалось, поэтому происшествия происходят постоянно. По статистическим данным, в год в мире фиксируется более 5 тысяч столкновений воздушных судов с птицами. В отличие от гражданских судов скорость истребителей выше, поэтому подобные ЧП приводят к более серьезным последствиям.

Экипаж делал всё возможное при управлении самолетом, пока не возникла реальная угроза жизни. Когда борт стал неуправляем, а кабина наполнилась дымом, убедившись в отсутствии угрозы жизни гражданскому населению, а также возможных разрушений гражданских объектов на земле, летчики приняли решение на катапультирование.

Системой аварийного покидания они воспользовались уже на предельно малой высоте, до последнего пытаясь сохранить самолет и посадить его на аэродроме, где их уже ждали специальные спасательные подразделения воинской части.

Пилоты имеют 2-й класс и достаточный профессиональный опыт. Окончили Военный институт Сил воздушной обороны в городе Актобе. Налет обоих составляет около 1 500 часов.

В авиации нет понятия “старая техника”, так как вся она, согласно регламенту, своевременно проходит ремонт и модернизацию на заводах-изготовителях.

Многофункциональными истребителями Су-30СМ поколения 4++ Военно-воздушные силы начали укомплектовываться, согласно программе перевооружения, с 2015 года. Имеющиеся самолеты данного типа имеют достаточный ресурс эксплуатации. Ежегодно авиационный парк пополняется современными образцами воздушных судов, доля современного вооружения Сил воздушной обороны превысила отметку в 50 процентов.

Истребитель Су-30, как говорит летчик-ас Нурлан Орманбетов, предназначен “для завоевания господства в воздухе и уничтожения воздушных целей днем и ночью. Он может работать в простых и сложных метеорологических условиях, а также на фоне земли при применении активных и пассивных помех, контроля воздушного пространства, блокирования аэродромов противника на большой глубине и действий по наземным и морским объектам”.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Свят 23 апреля

Опасность пернатых для самолетов известна давно, жаль что нет пока решении по этой проблеме, читал что даже в некоторых странах разводят в аэропортах ястребов для отпугивания птиц

Бахонти 23 апреля

Главное что пилоты остались живы, нет ничего дороже человеческой жизни