Опубликовано: 1800

Отходы - в доходы

Отходы - в доходы

Возможно, в будущем свои бытовые и пищевые отходы жители Шымкента смогут… продавать!

Покупателями мусора обещает стать мусороперерабатывающий завод, первый камень в строительство которого планируется заложить уже в октябре этого года. Конечно, продавать свой мусор шымкентцы смогут еще очень не скоро (если вообще дойдет до этого). Но сама идея строительства мусороперерабатывающего завода обещает в корне решить проблему загрязненности Шымкента, что уже само по себе не мало. Реализатор проекта - алматинская фирма "Вторэкономиндустрия". - Бытовые отходы - это по сути неограниченный и дешевый сырьевой ресурс, пригодный для дальнейшей переработки с выпуском практически любых видов товаров, - говорят представители компании. - От органических удобрений до строительных и топливных материалов. Технологии апробированы давно и с выгодой используются в развитых странах. Правда, даже в Европе, оказывается, существует несколько различных подходов к утилизации бытовых отходов. Скажем, идеально "мусорное дело" поставлено в Германии и Швеции. Там на городских площадках для мусора стоят разноцветные контейнеры, каждый строго для определенного вида отходов. Для пищевых отдельно, для металлических - свои, пластиковые или иная техническая органика - контейнер третьего вида. Как утверждают представители "Вторэкономиндустрии", немцу или шведу даже в голову не придет вынести из своего дома мусор одним ведром, и сбросить все вперемешку в первый же мусорный бак. Нет, они выносят отходы уже отсортированными в специальных пакетах, и кидают их соответственно предназначению. А каждый контейнер отдельно обслуживается бригадой уборщиков с соответствующего завода, специализирующийся исключительно на данном виде отходов. Нам такая заумь не подходит. Казахстану в этом отношении наиболее близок так называемый "испанский вариант". Жители Пиренеев немецкой педантичностью не отличаются, и, также как и мы, все валят в одну кучу. Поэтому и заводы у нас пока планируется строить комбинированные - общие для любого вида отходов. Так как важнейший этап утилизации - сортировку "сырья" необходимо будет вести на самом предприятии. Впрочем, еще до открытия первого предприятия, "Вторэкономиндустрия" обещает расставить везде по городу собственный "фирменные" контейнеры (с разделением по видам отходов) и обеспечить своевременный вывоз мусора. Таким образом, фирма попытается начать приучать людей к культуре утилизации мусора, хотя на большой прогресс новаторы не рассчитывают. Стоимость строительства мусороперерабатывающего завода оценивается в 25 миллионов евро и оно будет финансироваться исключительно за счет инвесторов. Проектная мощность первого завода - 250 тысяч тонн отходов год. Ассортимент производимых товаров: упаковочная картонная тара, полиэтиленовая пленка, органические удобрения и стройматериалы. Однако список планируется еще значительно расширить. Место строительства ни у кого споров не вызывало - городская свалка, запасы которой могут обеспечить завод сырьем не на один десяток лет. Но между городским властями и мусоропереработчиками уже оговариваются обязательства, что утилизировать будут не только городскую помойку (которая в общем-то ни кому не мешает). Главное, что расчистке по мере возможности будут подвергаться и существующие прямо в черте города огромные залежи стихийных свалок. Неожиданно ярыми противниками проекта стало городское предприятие "Спецавтотранспорта". В лице "Вторэкономиндустрии" у них появляется мощнейший конкурент, который грозит отнять единственный "кусок хлеба" - вывоз мусора с территории города. Правда, особо спорить с инвесторами традиционным мусорщикам просто не под силу. Среди аргументов, "Спецавтотранс" приводит достаточно объективные причины своей плохой работы. В частности, даже существующие мусорные площадки "спецы" не в состоянии убирать строго по графику, так как до контейнеров приходится еще и буквально докапываться. Люди не то что не сортируют мусор, но даже до контейнера его не всегда доносят - вываливают рядом. И хотя на автоматическую очистку одной площадки полагается максимум минут десять, в реальности ее приходится зачищать вручную по полчаса. Уже только по этой причине, мусоровозы не в состоянии своевременно выполнять график очистки. Прибавить сюда еще и участившиеся случаи кражи контейнеров, постоянно возникающие стихийные свалки, дополнительные расходы на вывоз строительного мусора - результат ремонта или коммерческой переделки квартир. Вывоз строительного мусора вообще должен производиться за дополнительную и достаточно высокую плату, но его "хозяев" найти удается очень редко. Правда, подобные доводы "Спецавтотранспорта" уже мало кого трогают. Во всяком случае городские власти полностью на стороне новых партнеров по благоустройству и очистке города в лице "Вторэкономиндустрии". Ведь кроме миллиардных тенговых инвестиций, "Вторэкономиндустрия" еще и создаст на заводе дополнительные рабочие места. И, возможно полностью решит проблему своевременной очистки городских мусорных площадок, улучшив санитарное и общее благоустройство города. А в перспективе еще и создаст стабильно работающее предприятие. "Спецатотранспорту" остается лишь доживать отпущенное ему время. Что касается идеи платить населению за "производимый" им мусор, то, по признанию реализаторов проекта, до такого факта еще далеко. Хотя завод обещает быть рентабельным уже в первый год работы, вложенные капиталы очень велики. Поэтому пока все останется как прежде - вывоз мусора будет оплачивать само население. Фото с сайта www.diapazon.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи