Опубликовано: 1600

ОДКБ-2005

ОДКБ-2005

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) получила новый импульс для своего развития, выраженный в виде проекта Протокола об оказании неотложной военно-технической помощи государствам-участникам ОДКБ.

Данный проект, по словам генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, является частью механизма взаимодействия государственных и межгосударственных органов при необходимости выполнения четвертой статьи Договора о коллективной безопасности в части, касающейся оказания военно-технической помощи. Стоит отметить, что ОДКБ не раз получала подобного рода "импульсы", которые не могли обрести более реальные очертания, хотя по многим прогнозам Организация Договора о коллективной безопасности в состоянии занять лидирующее положение в Евразийском регионе в борьбе с террористической и наркотической угрозой, нелегальной миграцией, религиозным экстремизмом. Итак, что же представляет собой ОДКБ? ОДКБ ведет свое начало от Ташкентского договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного в мае 1992 года. При его подписании участвовали 12 государств. При этом главной целью ДКБ являлось создание системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве и военно-политическая интеграция государств-участников. После того, как встал вопрос о пролонгации Договора несколько государств, а именно Азербайджан, Грузия, Молдова, Туркменистан, Украина и Узбекистан отказались продлить действие Договора и фактически вышли из его состава. В 2002 году на основе максимальной преемственности по отношению к нормативно-правовой базе ДКБ была создана ОДКБ, в составе которой остались Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В настоящее время пропорции финансирования деятельности ОДКБ следующие: 50% выделяет Россия, остальные пять стран выплачивают по 10%. Россия также является основным поставщиком кадров и военной техники и предоставляет льготы на оказание любой военной помощи странам ОДКБ. Льготы подразумевают собой поставки военной техники и оружия по внутренним ценам РФ, кроме этого с данной помощи не взимается НДС. 2005 год для организации по многим параметрам является знаменательным, так как с той активной деятельностью в рамках ОДКБ, которая отмечена за последние 6 месяцев, можно прогнозировать его динамичное развитие. В этом случае симптоматичным выглядят планы стран-участниц ОДКБ, которые, во-первых, подразумевают создание на базе одного из российских НИИ организации для исследования проблем в сфере военно-технического сотрудничества. Как было отмечено заместителем генерального секретаря ОДКБ Валерием Семериковым, "базовая организация создается в целях обеспечения государств-членов ОДКБ научно-обоснованными рекомендациями по развитию военно-технического сотрудничества и координации деятельности национальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций в интересах коллективной безопасности". Во-вторых, План коалиционного военного строительства предусматривает следующие виды мероприятий, а именно: - завершение формирования и совершенствование военных группировок в системе ОДКБ - восточноевропейской (российско-белорусская), кавказской (российско-армянская) и предполагаемой к созданию военной группировки в Центрально-Азиатском регионе. - совершенствование Коллективных сил быстрого развертывания. - переход к практической работе по созданию объединенных систем разведки, управления, связи, противовоздушной обороны. При этом немаловажным является тот факт, что в рамках деятельности ОДКБ на сегодня четко сформулированы ситуации, при которых действуют положения проекта Протокола, принятого 1 августа 2005 года: - заблаговременно выявленная подготовка к агрессии и собственно агрессия; - планирование крупномасштабных актов международного терроризма и их совершение; - проявление других внешних угроз безопасности, суверенитету и территориальной целостности одной или нескольких сторон. Кроме того, в проекте изложен порядок взаимодействия государственных и межгосударственных органов ОДКБ в случае возникновения этих ситуаций. Также страны-члены ОДКБ в этом случае могут рассчитывать на военно-техническую помощь. Так, в соответствии с проектом протокола, военно-техническая помощь предоставляется по просьбе одной или нескольких сторон. Обращение об оказании помощи направляется председателю Совета коллективной безопасности - высшего органа ОДКБ, членами которого являются главы государств. В обращении должен быть указан необходимый перечень продукции военного назначения, объемы и сроки оказания помощи. Вполне очевидным становится тот факт, что государства ОДКБ делают ставку на создание действенного военного потенциала. Так в рамках военного сотрудничества государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности основное внимание уделяется "созданию действенного военного потенциала, способного адекватно реагировать на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности". Подобная формулировка подразумевает собой, в первую очередь, поставки российского вооружения и военной техники, которые теперь будут предоставляться на льготной основе всем вооруженным силам стран-участниц ОДКБ. Интересно отметить такой нюанс, что до настоящего времени льготный порядок поставок вооружения и военной техники касался лишь продукции для национальных воинских формирований, включенных в систему Коллективных сил быстрого развертывания Организации Договора о коллективной безопасности (КСБР ОДКБ). Но в данном случае речь уже идет о распространении действия Соглашения о льготных условиях поставок военно-технической продукции в рамках ОДКБ на весь состав вооруженных сил стран - участниц договора (то есть помимо четырех перечисленных, также на Армению и Белоруссию). В то же время в состав Коллективных сил быстрого развертывания Организации Договора о коллективной безопасности (КСБР) входят 9 отдельных батальонов, дислоцированных на территориях своих государств: - 2 казахстанских десантно-штурмовых батальона; - 2 кыргызских горно-стрелковых батальона; - 2 таджикских десантно-штурмовых батальона; - подразделения из состава российской 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной на территории Таджикистана. По численности боевого численного состава, вооружению и военной техники КСБР представлен следующим образом: около 4 тысяч человек, 12 танков, более 200 боевых бронированных машин и 70 артиллерийских орудий и минометов. В состав КСБР ЦАР также вошла российская авиационная группировка, находящаяся на аэродроме Кант в Киргизии. На ней дислоцированы 5 штурмовиков Су-25, один транспортный самолет Ан-26, четыре учебно-тренировочных Л-39, два вертолета Ми-8МТ. Интересно отметить и тот факт, что в соответствии с соглашением о льготных условиях обучения военных кадров в рамках структуры ОДКБ, с 2005 года всеми странами "шестерки" предусмотрены квоты на взаимное обучение военных специалистов. На эти цели Россия в 2005 году выделяет из федерального бюджета 15 млн. долларов. Для сравнения: США тратят на обучение военных из стран СНГ примерно 11,5 млн. долларов в год. Важно отметить, что в статье 4 Устава ОДКБ предусмотрено, что: "В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН". В связи с этим предполагается формирование коалиционной группировки войск в Центрально-Азиатском регионе и создание объединенных систем военного назначения, в первую очередь, систем ПВО, управления, связи, информационно-разведывательного обеспечения. Планируется также совершенствовать существующие региональные группировки - на Европейском направлении и на Кавказе. В тоже время Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), несмотря на свою растущую популярность, в обсуждениях внешней и оборонной политики, по многим параметрам является не столь сильной и функциональной, какой многие хотели бы ее видеть. И на сегодня главная задача перед ОДКБ представляет собой реализацию комплексных мероприятий, направленных на: - завершение формирования и совершенствование военных группировок в системе ОДКБ; - дальнейшее развитие Коллективных сил быстрого развертывания. - выход на практические мероприятия по созданию объединенных военных систем разведки, управления, связи, противовоздушной обороны. Вполне вероятно, что мероприятия, проводимые в рамках деятельности ОДКБ, будут способствовать росту популярности данной организации в регионе, особенно если учесть, что почти все страны ОДКБ являются членами ШОС.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи