Опубликовано: 9000

Нужно ли Казахстану биотопливо?

Нужно ли Казахстану биотопливо?

Одна за другой международные встречи на высоком уровне, будь то совещание лидеров стран G8, или конференция ООН, в повестку дня обязательно включают темы энергобезопасности.

Причем ключевой и наиболее актуальной темой становится диверсификация источников энергии, а производство биотоплива способно стать хорошей альтернативой в вопросе дефицита топлива. Таким образом, можно констатировать, что идет беспрестанный поиск решения проблемы дисбаланса спроса и предложения энергоносителей, усугубляющегося критической ситуацией с окружающей средой. Биотопливо шагает по миру Казахстан в силу своих географических особенностей, а именно из-за огромных земельных ресурсов, оказался в интересном положении между мировыми игроками-экспортерами и производителями биоэтанола. Так как любое событие имеет и обратную сторону медали, и, как правило, отрицательную, производство биоэтанола, также подняло споры в глобальном масштабе о влиянии производства биоэтанола на стремительный рост цен на продовольствие. Тогда возникает вопрос: стоит ли вообще в Казахстане развивать этот альтернативный вид топлива, пусть даже самого экологически чистого, если это угрожает самым основным потребностям человечества, как например, питание и уже на начальном этапе есть ярые противники этого "модного" направления? Активным производителем биоэтанола является Бразилия, где 90% всех автомобилей работают на этаноле и потребляется 15 млрд литров в год. Вторая страна-лидер потребления биоэтанола - США с 13 млрд. литров, где доля топливного этанола в общем объеме продаж бензина достигает 14%. И третье место занимает Европа - 3 млрд литров в год. А ее отдельные страны, как, например, Швеция обещают через 10 с небольшим лет вообще отказаться от нефти. Весь этот хаос мнений по вопросу биотоплива сконцентрирован на тройной дилемме - экология, бурное экономическое развитие или голод многих развивающихся наций. В этих спорах большое внимание нужно уделять тому, что является сырьем для биоэтанола, потому как оно меняется в зависимости от страны. Скажем, если в США, в стране, поглощенной идеей альтернативного топлива, биоэтанол производят из кукурузы, которая высаживается в огромных масштабах, сугубо для производства биобензина, в Бразилии - из сахарного тростника и сахарной свеклы, то в Казахстане его производят из зерноотходов. В этом и заключается вопрос о влиянии биотоплива на продовольственную безопасность страны. Казахстанский опыт производства биотоплива Кажется, Казахстан уже включился в это популярное направление производства биотоплива, что видно по деятельности биотехнологического комплекса по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции "Биохим". Это предприятие, которое является на 100% казахстанским, профинасированное Фондом Устойчивого Развития "Казына", Банком Развития Казахстана - "Альфа Банком" и Банком ЦентрКредит, было инициировано братьями Александром и Евгением Сутягинскими на севере Казахстана в 143 км от города Петропавловска в районном центре Тайынша. Компания "Биохим", которая является единственным производителем биоэтанола на территории СНГ, провела презентацию биотоплива на своей фирменной заправке 7 июня текущего года при поддержке акимата Алматы. До этого Комплекс "Биохим" с мощностью переработки в 305 тысяч тонн зерна любого качества уже осуществил первые поставки биобензина по северному региону республики, и, по словам генерального директора, акция прошла довольно успешно. В южной столице презентация была осуществлена в рамках комплексной программы "Жана ауа-Жанга дауа" в целях улучшения экологической обстановки. Высокий статус данному событию придало участие премьера-министра страны Карима Масимова и акима г. Алматы Ахметжана Есимова. Хотя на самой церемонии открытия заправки в Алматы премьер-министр не высказал своего мнения по поводу инициированного проекта. Представители компании заявили, что производимый на заводе биоэтанол отлично зарекомендовал себя на европейском рынке, и в данный момент компания экспортирует его в объеме до 3000 тонн в месяц. В планах компании выпускать до 660 тысяч тонн биотоплива в год марок БЭ-92, БЭ-95, БЭ-98. Пока выпускаются только две марки - БЭ-92 и БЭ-95, общим объемом на июнь-июль месяц - 10 тысяч тонн в месяц, а с августа месяца до 40 тысяч тонн в месяц. Причем, по стоимости биобензин на АЗС "Biohim" не отличается от обычного топлива, однако, глава компании не ручается за одинаковый уровень цен на биобензин на других автозаправках Алматы, так как компания уже будет иметь дело с частными предприятиями, а они вправе устанавливать свои цены. "Среди других городов Казахстана Алматы будет для нас приоритетным городом, так как вредные выбросы, по большей части которые выделяются транспортом, в воздушный бассейн города в семь раз превышают допустимую норму. А зимой 2009 года мы планируем запустить два экспериментальных автобуса, которые бы тоже работали на усовершенствованном топливе Е-94", - говорит генеральный директор компании Евгений Сутягинский. По определению компании, биотопливо или топливный биоэтанол - это экологически чистая альтернативная составляющая часть бензина, где от 3 до 5% бензина замещаются этанолом, что позволяет снижать от 30 до 80% в зависимости от автомобиля вредных выбросов серы, бензола в атмосферу. Представление на рынок ГСМ альтернативного топлива, достаточно не простой вопрос. Необходимо удостовериться, что биобензин, кроме того, что уменьшает вредные выбросы в атмосферу, также не оказывает побочного эффекта. "Так как биоэтанол - это, по сути, тот же спирт, и у него есть способность накапливать воду своими гигроскопическими частицами. Поэтому при использовании биотоплива нужен четкий подход при его хранении, нужно содержать в чистоте емкости и так далее", - говорит Серик Баймухамбетов, президент компании ТОО Мунай Экология, предприятия основанного в 2001 году с целью снижения экологической нагрузки в Казахстане путем внедрения современных экологически безопасных материалов и технологий при добыче нефти, её переработке и использовании нефтепродуктов. Компания "Биохим" протестировала свой биоэтанол в Германии, и по рекомендациям компании BASF закупила необходимые химические добавки для биотоплива, чтобы избежать возможных негативных проявлений. "Конечно, так как биотопливо только замещает 5% бензина, его вклад в экологию не настолько велик. Однако, это лучше, чем не делать ничего для повышения качества топлива, а, соответственно, и окружающей среды. А для кардинального изменения экологической ситуации в Казахстане, необходимо провести модернизацию 95% заводов, чтобы топливо соответствовало стандарту Е4", - добавил Серик Баймухамбетов. Однако, постепенно понимание необходимости совершенствования качества приходит и в Казахстан. Теперь и компания Helios, который охватывает 30-40% рынка АЗС в Казахстане, добавляет специальные присадки, уменьшающие уровень загрязнения на 20-40%. Схема здорового производства этанола Хорошо, если такой вид топлива не полностью, но хотя бы частично решит проблемы окружающей среды, но многих сейчас беспокоит именно ситуация с продовольствием в республике. Иными словами, будет ли этот новый вид топлива провоцировать нехватку зерна, муки и, наконец, хлеба, что снова подтолкнет рост цен. По словам Евгения Сутягинского, "производство биотоплива в Казахстане никак не будет влиять на продовольственную безопасность страны. Эта угроза актуальна для США, где производство биоэтанола из кукурузы происходит в огромных масштабах, без учета потребностей пищевой промышленности в совокупности. В случае с Европой - мы видим другую картину. Из пшеницы выделяют все пищевые продукты и их возвращают в пищевую индустрию, а из остатков производят этанол". Похожая концепция соблюдена и в комплексе Казахстана, предприятие "Биохим" основано по кластерному принципу, включающему в себя, кроме продукции биотехнологического производства, птицефабрику, завод крупнорогатого скота, свинокомплекс и мясоперерабатывающий завод. В первую очередь из зерна изготавливают пищевые продукты, такие как мука, клейковина, крахмал, отруби и т.д., и только из отходов или непригодного для вышеперечисленных продуктов зерна изготавливают биоэтанол. Таким образом, для компании "Биохим" производство биобензина не стало навязчивой идеей, а это лишь перспективный проект, параллельно с которым развивается производство важных и востребованных на сегодняшний день продуктов - клейковины, белка, кормовых дрожжей и др. Как было сказано выше, уже зимой следующего года компанией "Биохим" планируется запустить еще один экспериментальный проект для общественного транспорта. Они предлагают автобусному парку перейти на топливо Е-94, которое будет совершенно безвредным для окружающей среды - 94 % этанола и 6 % бензина. В случае успешного эксперимента, а принимая тот факт, что все проекты тщательно готовятся в сотрудничестве с европейскими фирмами, как BASF и многие другие, он таким и будет, в крупнейшем городе нашей республики Алматы может быть действительно станет легче дышать и здоровее жить. Фото с сайта www.bm.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи