Опубликовано: 1600

Новая трубопроводная политика Азербайджана

Новая трубопроводная политика Азербайджана

Сегодня многие страны мира участвуют в торжественном открытии нашумевшего трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который является не только экономическим проектом в области энергоресурсов, но и, по многим экспертным оценкам характеризуется как геополитический.

Нужно отметить, что политика и нефть всегда пересекаются, когда речь заходит о трубопроводах. Азербайджан, обладая значительными запасами нефти, оказался в эпицентре жесткой внутриполитической борьбы. И в настоящее время при всем желании республика не может оставаться в стороне от этих процессов. В данном случае Азербайджан был поставлен в жесткие ограничительные рамки, так как республике сегодня крайне необходимы западные инвестиции, кредиты, технологии. В то же время Баку осознает, что определяющим является сохранение и тесных экономических связей с Москвой, так как Азербайджан заинтересован в российском рынке сбыта, удовлетворяющем республику по многим параметрам. На сегодня в Азербайджане находятся два экспортных нефтепровода - если маршрут "Баку-СупСА" на эксклюзивных правах использует АМОК, то "Баку-Новороссийск" применяется для транспортировки нефти ГНКАР, в результате чего Баку имеет возможность закупать природный газ из российской газотранспортной системы и, таким образом, избегает энергетического кризиса, носящего перманентный характер и наступающего всегда неожиданно, и всегда в осенне-зимний период. Что же касается нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который вот-вот откроется, то здесь нужно учитывать ряд моментов, а именно то, что еще несколько лет назад мало кто верил в осуществление столь амбициозного проекта. Стоит отметить, что основа была заложена в марте 1999 года, когда между Азербайджаном и Турцией был подписан пакет из четырех соглашений: 1. Межправительственное соглашение; 2. Соглашение со страной-обладательницей транзитной территории; 3. Соглашение о гарантии; 4. Соглашение о строительстве "под ключ". Далее последовали принципиальные переговоры с Грузией, с которой ценой нахождения оптимального решения тарифов на транзит нефти удалось достичь компромиссного решения. Одним из первых шагов в реализации этого крупномасштабного трубопроводного проекта стало формирование Спонсорской группы (СГ), участниками которого первоначально стали большинство акционеров АМОК (контрактная площадь "Азери"-"Чираг"-"Гюнешли"). Исключениями стали американская ExxonMobil и российская "ЛУКОЙЛ" (в данном случае американскую компанию Devon Energy не стоит принимать в расчет, так как ее инвестиции в "Контракт века" осуществляет ExxonMobil). Официальная позиция компании №1 в мире по отношению к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан нейтральная - компания рассматривает целесообразность вхождения в этот проект. Что касается "ЛУКОЙЛ", то руководство этой компании заявило о коммерческой привлекательности проекта и рассматривало возможность участия в нем (долевое участие компании может быть в пределах 7,5%). Единственным препятствием для этого являлось негативное отношение правительства России к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Состав СГ проекта Баку-Джейхан в момент его подписания
АкционерыСтранаДолевое участие, %
BР (оператор)Великобритания-США25,41
UnocalСША7,48
StatoilНорвегия6,37
TРAOТурция5,02
ItochuЯпония2,92
RamcoВеликобритания1,55
Delta HessСаудовская Аравия - США1,25
ГHКАРАзербайджан50
ГНКАР закрепила за собой 50% в консорциуме, однако с самого начала было ясно, что это явится непосильной ношей для азербайджанской стороны, в результате чего начался длительный процесс переговоров с новыми иностранными компаниями относительно подключения к проекту. После проведения нескольких презентаций выявился круг заинтересованных, в который помимо вышеуказанного "ЛУКОЙЛа" вошли американская ChevronTexaco, франко-бельгийская TotalFinaElf, британо-голландская RD Shell и итальянский концерн ENI. По информации ГНКАР, для вхождения в проект Баку-Джейхан новым потенциальным участникам необходимо было представить гарантии способности финансирования своего долевого участия, а также необходимые объемы нефти, которые будут загружены в трубопровод. В результате, по всем пунктам ГНКАР могла договориться с ENI, которая представила гарантии по транспортировке по маршруту Баку-Джейхан объем нефти, соответствующий 5%. С учетом того, что Agip (член группы ENI) потерпел неудачу в азербайджанском проекте "Кюрдаши", нефть будет предоставляться из казахстанского месторождения "Кашаган". В настоящее время состав спонсорской группы (СГ) проекта Баку-Джейхан выглядит следующим образом.
АкционерыСтранаДолевое участие, %
BР (оператор)Великобритания-США38,21
UnocalСША8,9
StatoilНорвегия9,58
TРAOТурция7,55
ItochuЯпония3,4
Delta HessСаудовская Аравия - США2,36
ENIИталия5,0
ГHКАРАзербайджан25,0
В то же время в Баку отмечают, что участие или неучастие новых компаний никак не сможет повлиять на ход реализации проекта Баку-Тбилиси-Джейхан. "Проект находится на той стадии развития, когда его реализации уже ничего не может помешать",- считает начальник Управления иностранных инвестиций ГHКАР Валех Алескеров. После определения круга реализаторов данного проекта был разработан и утвержден график работ по строительству трубопровода и введения его в эксплуатацию. График работ по проекту Баку-Тбилиси-Джейхан
 НачалоЗавершение
Оглашение результатов тендеровIV кв.2001 г.III кв. 2002 г.
Мобилизация и строительство подсобных помещенийIII кв. 2002 г.II кв. 2003 г.
Поставка материалов и оборудованияI кв. 2003 г.II кв. 2003 г.
Строительство трубопроводаII кв. 2003 г.III кв. 2004 г.
Сдача в эксплуатациюIII кв. 2004 г.I кв. 2005 г.
Операции на трубопроводеI кв. 2005 г. 
Наиболее же существенным прогрессом в реализации проекта Баку-Тбилиси-Джейхан можно считать успешные переговоры с международными финансовыми институтами и рядом коммерческих банков. В результате чего была определена концепция финансирования, в соответствии с которой объем затрат участников проекта будет соответствовать их долевому участию в трубопроводной компании BTC Co, которая займется строительством нефтепровода на территории Азербайджана и Грузии. Отдельным предметом обсуждений является вопрос финансирования проекта азербайджанской стороной, поскольку в платежеспособности иностранных участников проекта никто не сомневается. По информации президента ГНКАР Hатига Алиева, Азербайджан получил полную поддержку международных институтов и ряда государств и проблем у республики в этом вопросе не возникнет. Тем не менее, правительство Азербайджана, как это уже было указано выше, посчитало необходимым оставить за собой в проекте только 25%, одним из причин которого является способность финансирования. Как сообщил Валех Алескеров, азербайджанская сторона определилась со схемой финансирования своего долевого участия, в соответствии с которой определенная часть средств будет привлечена из внутренних ресурсов и определенная часть может быть привлечена из Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГHФАР). Последний источник финансирования вызвал большой резонанс у многих наблюдателей, поскольку заранее считалось, что средства Нефтяного фонда предназначены на развитие не нефтяного сектора республики. Параллельно Азербайджан официально объявил, что трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан коммерчески эффективен даже при условии загрузки в него только азербайджанской нефти. Этого мнения придерживается и оператор проекта - компания "BP". Президент компании "BP Azerbaijan" Дэвид Вудворд заявил, что максимальный объем добычи нефти с месторождений "Азери"-"Чираг"-"Гюнешли" составит 1 млн. баррелей в сутки, что соответствует максимальной пропускной способностью маршрута Баку-Джейхан. Правда, в Баку признают, что привлечение дополнительных объемов нефти будет способствовать увеличению коммерческой привлекательности проекта. В этом отношении особые надежды Азербайджан возлагает на Казахстан, в особенности, на нефть с контрактного блока "Кашаган". Тем не менее, как заявляют в правительстве Азербайджана, даже при самом пессимистичном раскладе этот крупномасштабный проект будет реализован, а для его первоначальной загрузки будет вполне достаточно нефти, которая будет добываться с месторождений "Чираг" и "Азери". Как сложится судьба трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан покажет время, но факт того, что с вводом в эксплуатацию поменяется расстановка сил в регионе осознают все литоральные страны Каспия, а также страны дальнего зарубежья, которые имеют в данном регионе свои национальные интересы как в энергетической, так и в политической сферах.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи