Опубликовано: 1200

Немного о принципах кота Леопольда

Немного о принципах кота Леопольда

- Давайте жить дружно! - предложил однажды кот Леопольд мышам из всем известного мультфильма.

Если бы он знал, что по прошествии многих лет об этом вспомнят в связи с ситуацией во внешней торговле Узбекистана… Складывается впечатление, будто вся акцизно-пошлинная система этой страны устроена таким образом, чтобы создать максимальные неудобства для развития торговли. Согласно существующим правилам, импортные таможенные пошлины взимаются с 97 товарных групп по 457 наименованиям товаров. При этом 136 наименований товаров облагаются по ставке 5%, 184 наименования - 10% и 137 наименований - 30%. По расчетам специалистов Центра экономических исследований, средняя невзвешенная ставка импортного тарифа по товарам, облагаемым импортной пошлиной, составляет 15%. Может ли импорт успешно осуществляться в таких довольно жестких условиях? По мнению Нишанбая Сиражиддинова, специалиста Центра экономических исследований (ноябрьский номер журнала "Экономическое обозрение" - прим. А.А.): "В то же время для завозимых машин, станков, технологического оборудования, лесоматериалов и древесины ставки импортной таможенной пошлины нулевые. Указанные ставки импортных пошлин соответствуют режиму наибольшего благоприятствования, который, в соответствии с перечнем, зарегистрированным в Министерстве юстиции, в настоящее время предоставлен 38 странам мира. В отношении государств, на которые такой режим не распространяется, действуют удвоенные ставки таможенных пошлин". С точки зрения потенциального вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию, подобные различные методы и уровни обложения импорта юридических и физических лиц таможенными платежами окажут негативное влияние на имидж страны. Сегодня юридические лица при импорте товаров уплачивают таможенную пошлину, акцизный налог, налог на добавленную стоимость и сбор за таможенное оформление. Физические лица платят единый таможенный платеж в размере 40% на продовольственные и 70% на непродовольственные товары. Эксперт Сиражиддинов по этому поводу пишет: "Применение различных методов обложения таможенными платежами импорта товаров, хотя прямо и не регулируется соглашениями ВТО, тем не менее может вызвать возражения у членов этой организации, поскольку она не разделяет импортеров на физические и юридические лица". Одним из самых главных принципов ВТО является принцип унификации таможенных платежей как на импорт, так и на аналогичные товары, производимые внутри страны. Довольно жесткая протекционистская политика в отношении импортеров автотранспорта официально объясняется необходимостью защитить отечественного товаропроизводителя - предприятие "УзДЭУавто" ("Нексии", "Матизы", "Дамасы" - прим.А.А.). Специфический акцизный налог в размере от 2,4 до 3,1 долл. за кубический сантиметр объема двигателя по сути является запретительным и потому на узбекистанском рынке нет никакой конкуренции асакинскому заводу. Как признаются независимые наблюдатели, "протекционизм в данной сфере уже дает негативные плоды. Качество "Нексий" падает из года в год. Уже сегодня многие обладатели новых "Нексий" говорят о том, что произведенные за последние два-три года автомашины заметно уступают в качестве сборки машинам, произведенным в 1995-1996 годах. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке является основной причиной того, что "УзДЭУавто" не хочет серьезно работать над повышением, в частности, качества сборки". Вопрос акцизных налогов сам по себе весьма проблематичен. Так, например, ювелирные изделия и ковры облагаются 90%-м акцизом, вино-водочные изделия и автомобили, предназначенные для перевозки людей 70-85%-м, сигареты, бижутерия, изолированные провода - 50%-м. Все это приводит к заметной "атрофизации" сферы торговли. Нелегальным завозом товаров из-за границы не занимается в Узбекистане разве что ленивый. Отсюда мощный рост теневого рынка, который, естественно, ничего государству не платит. По критериям Всемирной торговой организации подакцизными товарами могут быть или предметы роскоши, или товары, негативно воздействующие на здоровье людей. В первом случае акцизный налог служит инструментом перераспределения доходов от обеспеченных слоев в пользу малообеспеченных, во втором -инструментом уменьшения их потребления. Еще одна большая проблема - налог на добавленную стоимость. Сейчас в Узбекистане он установлен в размере 20%. Ряд исключений и льгот, когда от НДС освобождено технологическое оборудование для оснащения включенных в инвестиционную программу приоритетных объектов, реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет иностранных кредитов под гарантию правительства, вновь строящихся и реконструируемых предприятий, специализирующихся на производстве товаров народного потребления, ввозимое на территорию Узбекистана иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, также негативно сказываются на шансах страны стать членом ВТО. По мнению Н.Сиражиддинова, "с точки зрения ВТО освобождение импорта от НДС является дискриминационным по отношению к отечественным производителям аналогичной продукции". Что касается строительных материалов, производимых в Узбекистане, и реализуемых индивидуальным застройщикам, то они также освобождены от уплаты НДС. При этом предприниматели, завозящие импортные стройматериалы, налог на добавленную стоимость платят в полном объеме. Отсюда и конечный итог: цены на узбекские стройматериалы на рынках немного ниже, чем на импортируемые, при этом качество первых зачастую вызывает большие сомнения. Хотя, если внимательно приглядеться к розничной торговле на рынках, можно сделать вывод: предприниматели нашли возможность провозить стройматериалы через границу нелегальным путем. В Узбекистане часто и много говорят о необходимости и важности региональной торговли. Но одно дело говорить, другое дело максимально стимулировать этот процесс. Сегодня во внешнеторговых операциях в основном применяются свободно конвертируемые валюты (доллары, евро). В расчетах с Россией и Украиной допускается использование как национальных валют этих государств, так и сумов. Но все равно экспорт 54 наименований продукции может осуществляться только за СКВ. По мнению Н.Сиражиддинова, это "значительно сужает возможности использования национальных валют стран СНГ…". Яркий тому пример - внешнеторговый оборот с соседним Казахстаном. По данным Агентства по статистике этой страны, за первые 9 месяцев 2004 года в категории основных покупателей казахстанской продукции Узбекистана просто нет. В категории же основных поставщиков импортной продукции Узбекистан находится на предпоследнем месте с показателем 1,7%. Для сравнения отметим, что доля России составляет 37,6%. Из различных источников известно, что доля теневой торговли между Узбекистаном и Казахстаном в несколько раз превышает уровень официального товарооборота (по данным за 9 месяцев 2004 года около 250 млн. долларов - прим.А.А.). Однако она не приносит никаких поступлений ни в бюджет Казахстана, ни в бюджет Узбекистана. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: путь Узбекистана в ВТО будет долгим и весьма проблематичным. Поэтому ожидать в ближайшее время коренного изменения правовой базы внешней торговли не приходится.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи