Опубликовано: 2300

Не так страшен монополист, как его малюют

Не так страшен монополист, как его малюют Фото - http://newtariffs.ru

Как человек советской закалки я настороженно отношусь ко всему новому, незнакомому. "Постсоветский" битый жизнью гражданин везде привык видеть только обман и воровство. И даже когда весь мир вокруг будет жить иначе, он по инерции будет искать подвох. Будучи потребителем, каюсь, и сам имел склонность обвинять "кровопийц-монополистов" во всех грехах. А своей мишенью выбрал "АлматыЭнергоСбыт"…

"Кавалерийский наскок" Меня как и многих загнали в тупик все эти "новшества" с оплатой счетов за свет. И окончательно "добило" очередное ноу-хау энергетиков в виде нормированных тарифов на электроэнергию... В праведном гневе я даже кинулся разоблачать "злодеев", которые хотят совсем заморочить нам голову и мечтают обогатиться за счет кармана простых потребителей. Ведь, привыкнув оплачивать по счетам месяц в месяц, я начал получать какие-то непонятные цифры в квитанциях. Причем за прошедший период - за который я уже заплатил. Свою атаку на предполагаемого "врага" я начал с того, что написал на сайт энергоснабжающей организации гневное письмо с требованием немедленно разъяснить ситуацию по поводу моей оплаты и представить мне подробный отчет. К своему удивлению, довольно быстро я получил подробный и вполне понятный ответ. Но так просто я сдаваться не привык и продолжил активные "боевые действия", подключив к ним своего соседа Юрия, который тоже имел зуб на энергетиков (тяжелую артиллерию в виде его тещи бабы Тоси я приберег на потом). В общем, собрав дополнительный "компромат", я снова стал бомбардировать своими посланиями сайт "АлматыЭнергоСбыта" и требовать уже личной встречи с руководством. Не могу сказать, что мне очень уж хотелось посмотреть в его честные глаза, но наболело, знаете ли. Однако, очень скоро я получил сообщение, что меня готовы принять и выслушать. Я терялся в догадках, что же произошло? То ли сотрудники ведомства получили указание "сверху" общаться с потребителями по-людски, то ли это какой-то хитрый пиар-ход с их стороны? Короче, приняли меня радушно и доходчиво разъясняли, что к чему, да почему и даже показали соответствующие документы. Теперь, я готов поделиться своим личным опытом с другими, провести, так сказать, ликбез. Точно по счетчику Так вот, метод начисления, который почему-то стал непопулярен в народе, на самом деле выполняет важнейшую функцию - он необходим для грамотного учета. Без него нормальному хозяйственнику не обойтись. Метод действует в соответствии с законодательством и уже более 5 лет применяется в большинстве регионов Казахстана. Это, замечу, не прихоть компании, а объективное требование времени, его нужно осуществлять, чтобы видеть реальное потребление электроэнергии и пресекать ее неучтенный расход. Энергетики получили возможность вкладывать сэкономленные на снижении потерь средства в ремонт оборудования и реконструкцию сетей. Раньше потребитель сам снимал показания своего счетчика, полностью заполнял счет-квитанцию, самостоятельно вычислял сумму и, как водится, оплачивал ровно столько, сколько ему было удобно. Знаю по себе: я старался платить за "ровное количество киловатт", и даже, если потреблял 120, то платил за 100. Теперь все расчеты делает Энергосбыт, и все считается ровно по счетчику. Многим это кажется "наглостью": "Кто смеет меня проверять? Я что, вор?!". Но расчет на самом деле верен: если не оплачено - значит, пойдет в потери. А за них платит сетевая компания, оборудование которой и так на ладан дышит. И вместо ремонтов приходится изрядно тратиться оплату потерь. Еще один вопрос, который "мучил" не только меня - 200 контролеров АЖК снимают показания счетчиков у 400 000 абонентов… Как? За наш с вами счет? Оказывается, нет, контролеры всегда были в штате АЖК. На тарифе это никак не отражается, а вот на экономии средств - весьма! Как подсчитали энергетики, благодаря данному методу только за последние несколько месяцев сверхнормативные траты сократились на 50 миллионов киловатт. Это почти 220 миллионов тенге сэкономленных средств, которые пойдут на ремонт оборудования! Учимся считать Тем, кто сомневается - а вдруг начисления произведены некорректно, я советую самим за всем проследить. Показания снимаются с 1 по 26 число каждого месяца. А с 27-го по 10-е число нового месяца обрабатывается информация от всех поставщиков коммунальных услуг и формируется общая квитанция. Поэтому потребители видят в квитанциях показания прошлых месяцев. Самое главное: оплата рассчитывается компьютерной программой и начисляется лишь за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии со счетчиком. Моя вышеупомянутая соседка баба Тося долго не могла понять, почему у нее в квитанции показания одни, а на счетчике в момент получения квитанции - совсем другие. Выяснилось, что показания, которые у вас снимали месяц назад, просто не могут соответствовать тем, которые есть на счетчике в момент получения квитанции. Скажем, если обычно показания снимаются 5-6 числа, то в вашей квитанции за декабрь (которую вы получите, например, 15 декабря) будут записаны показания с 5 октября по 5 ноября! И пугаться этого не стоит. В квитанции указана дата снятия показаний, поэтому необходимо записать показания счетчика на эту дату и сверить их с теми, что будут в следующей квитанции. Существенной разницы быть не должно. А так как сейчас все данные заносятся в компьютер, найти и проверить вызывающие сомнения цифры не представляет особого труда. К слову сказать, Энергосбыту с момента внедрения нового метода приходится, по сути, "кредитовать" всех потребителей электроэнергии. Делает это компания с единственной целью - упорядочить расчеты и потребление электроэнергии в городе Алматы и области. Таков подход современного, грамотного хозяйственника, который идет на определенные неудобства сейчас, чтобы уменьшить или исключить ненужные затраты в будущем. Да и вообще, в век всеобщей компьютеризации было бы странным продолжать по старинке записывать показания самим. А с введением дифференцированных тарифов на электроэнергию в зависимости от объемов ее потребления, без метода начисления уже никак нельзя обойтись. Кстати, электронные платежи без упорядочивания потребления и расчетов тоже были бы невозможны. Сейчас, когда появилась возможность перевести систему оплаты за электроэнергию на новый уровень, более оперативный и современный, можно будет пользоваться всеми способами электронных платежей. Не толкайтесь в очереди, оплатите через интернет. Никуда ваши деньги не денутся, высококлассная компьютерная техника запомнит все транзакции (даже если вдруг выключится электричество) и не ошибется ни в одной из миллионов совершаемых сделок. Пора экономить Отмечу, что любое изменение тарифов компания "АлматыЭнергоСбыт" согласовывает с республиканским Агентством по регулированию естественных монополий. АРЕМ совместно с городским акиматом утвердили и величину потребления электроэнергии на одного проживающего, которая составляет 90 кВтч, а для тех, кто использует электрические плиты - 140 кВтч. Кто не превышает данную величину, платит по минимальному тарифу 9,70 тенге, а потребляющие сверх нормы, платят по максимальному тарифу - 12,28 тенге за киловатт. Принцип таков: чем меньше потребление, тем больше скидка для тех, кто экономит. Размер тарифа зависит от многих факторов: географических особенностей, удаленности от основных источников электроэнергии и так далее. Как известно, южный регион Казахстана является самым остродефицитным, себестоимость производства электроэнергии на алматинских станциях почти в два раза выше, чем на севере страны. Именно по этим причинам тарифы теперь будут расти каждый год. К чему надо относиться спокойно. Еще весной наше правительство установило предельные тарифы на электроэнергию для производителей электроэнергии к 2015 году. С 1 января на 33 процента поднимется цена на Экибастузских ГРЭС. Так что, наверняка с нового года тарифы на электричество вырастут по крайней мере на 1 тенге. В общем, я понял одну главную вещь: мы не умеем и не хотим экономить ни электроэнергию, ни собственное время. Мы разбазариваем ресурсы и не желаем быть разумными, а в своем "инфантилизме" обвиняем кого угодно - монополистов, государство, капиталистов, только не себя. Пора, граждане, учиться быть радивыми хозяевами. Во всей Европе вкручивают энергосберегающие лампочки, не забывают выключать свет, не оставляют бесцельно работать бытовую технику. Потому что нефть рано или поздно закончится, газ и уголь - тоже. Давайте, наконец, вырастать из прежних советских установок, когда казалось, что наши богатства неисчерпаемы, а о завтрашнем дне думать вообще не было нужды. Добро пожаловать в реальную жизнь! Как заметил, когда-то классик "мы ленивы и не любопытны". Действительно, надо не лениться и дотошно вникать во все тонкости, в конце концов, у всех серьезных компании в наше время есть сайты, там обычно имеется рубрика, называется - обратная связь с потребителями, где можно задать свой вопрос и получить ответ компетентного специалиста. В случае возникновения вопросов по оплате за электричество рекомендую заглядывать на сайт "АлматыЭнергоСбыта" www.esalmaty.kz. АлматыЭнергоСбыт - организация, которая на 100% принадлежит государству, и значит, контроль надо всем ведет довольно жесткий. К тому же, для компании, которая одной из первых среди энергоснабжающих организации Казахстана вышла на фондовый рынок, жизненно важно иметь незапятнанную репутацию (что, похоже, в компании осознают). Разве плохо пытаться соответствовать современным стандартам, внедрять систему управления качеством международного образца? У меня, как у рядового потребителя, такая политика вызывает уважение.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи