Опубликовано: 2300

Наш "Табигат", вперед плыви!

Наш "Табигат", вперед плыви!

Технологическое подспорье решения экологических проблем приплывет из России?

Пресс-служба Посольства Казахстана в Москве на днях распространила информацию о том, что в Санкт-Петербурге "успешно завершены ходовые испытания морского судна с лабораторией аналитического контроля "Табигат", строящегося на Петербуржской верфи ОАО "Морской завод Алмаз" по заказу Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан. Судно, чье название, как известно, переводится как "Природа", предназначено для обеспечения контроля экологической безопасности в районах Каспийского моря. В состав его оборудования входит современный контрольно-измерительный комплекс, который позволяет проводить в судовой лаборатории оперативные и режимные аналитические исследования загрязнения морской воды, атмосферного воздуха, контроль состояния донных отложений. Так же с его помощью выполняется отбор проб и определение гидрохимического гидробиологического состояния водной среды, воздушной среды и грунта. Сама информация очень позитивна. Насколько известно, тех возможностей, которые дает "Табигат", не имеет ни одно из прикаспийских государств, кроме России. Учитывая, что юридические и экологические вопросы использования каспийской акватории еще далеко не решены, судно может дать хорошие "козыри" Астане не только в отслеживании экологических моментов, но и стать аргументом в политических и юридических дискуссиях вокруг Каспия. Стоит вспомнить, что из-за плохой, прямо сказать, технологической оснащенности в вопросах экологической проблематики Казахстан часто либо уступал своим визави, либо оказывался в "подвешенном" состоянии. Самые известные такие случаи связаны, кстати, если не с Каспием, то той же Россией. В конце 1990-х член тогдашнего состава казахстанского сената Энгельс Габбасов часто заявлял об отрицательном воздействии космических запусков с Байконура на динамику климата в Казахстане. Этот потенциально сильный аргумент казахстанской стороны в сложном комплексе связанных с космодромом вопросов, так и не смог быть использован. Российский вице-премьер Илья Клебанов во время одного из визитов в Астану вручил своим казахстанским партнерам по переговорам некие документы, якобы утверждающие, что запуски на климат не влияли. А казахстанской стороне ответить было нечем, в том числе, и из-за уровня научно-технической оснащенности. Примерно через год случилась похожая история: части запущенной с Байконура российской ракеты упали в районе населенных пунктов Карагандинской области. И снова возник вопрос: не произошло ли заражение населения и земли ракетным топливом, высокотоксичным гептилом? И высокопоставленный чиновник тогда на пресс-конференции вынужден был признать: мы не можем ничего в связи с этим доказать, так как научный и технологический уровень не позволяет. Впрочем, и на западе республики были чем-то похожие ситуации. Кажется, так и не прозвучало в итоге официальной и убедительной версии массовой гибели рыбы в реках, притоках Урала, в районе города Атырау, произошедшей в 1999 году. Вроде бы были подозрения на сбросы в водный бассейн у северных соседей, но снова никто ничего не доказал. И как раз, словно нарочно, ко времени обнародованной информации о завершении испытаний "Табигата", появились сообщения о массовой гибели тюленей на Каспии. К большому сожалению, не только массовой, но еще и не первой. Предыдущая, также как и другие экологические инциденты, не получила ясного объяснения. С нынешней, наверное, произойдет то же самое. Но, хочется верить, что после прибытия судна "Табигат" в казахстанскую акваторию Каспийского моря что-то, наконец, изменится. Неясно, правда, как будут решены вопросы кадровой комплектации корабля учеными и специалистами, есть ли у нас подобные профессионалы? И как будут решаться вопросы взаимодействия с соседними прикаспийскими странами, у которых на данный момент нет таких судов. Ведь для научного анализа процессов, идущих в замкнутом водоеме, нужна информация отовсюду, со всех направлений миграции рыб, морских животных или циркуляции воды. И если из пяти стран каспийского бассейна у двух есть серьезные технические возможности для экологического анализа, а у трех - нет, то общая картина меняется мало. Остается надеяться на гипотетический позитивный прецедент, что и соседи, увидев "Табигат", поспешат обзавестись чем-то похожим. В чем же новый казахстанский корабль дает безусловные плюсы уже сейчас, так это во взаимоотношениях с зарубежными компаниями-инвесторами, работающими на казахстанской части каспийского шельфа. Теперь отечественные позиции в сложной и запутанной "игре" с ними вокруг условий работы на том же Кашагане, заметно укрепятся. Коллаж с сайта http://www.express-k.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи