... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Аналитика

Национальная идентичность для транзитного общества

28.08.2009

Институт политических решений (ИПР), созданный летом и уже проведший несколько экспертных мероприятий по различным актуальным проблемам, "запустил" на этой неделе новый проект: дискуссионный клуб. Как сказано в положении о новой структуре, Клуб Политических решений, созданный на базе "материнского" института, "призван содействовать интеграции и эффективному использованию интеллектуального капитала страны для выработки политических решений по актуальным проблемным вопросам казахстанского и международного развития". В качестве первого такого вопроса организаторы новой дискуссионной площадки предложили несколько неожиданную тему: "Выбор национальной идентичности: управление будущим". В условиях, когда всю экономическую, социальную и, во многом, политическую проблематику определяет переживаемый страной и миром кризис, трудно было предполагать, что новый клуб начнет свою работу с такой темы. Учредитель и генеральный директор ИПР Бахытжамал Бектурганова объяснила это следующим образом: - Казахстану придется решать вопрос национально-государственной идентичности. Почему сегодня возникает этот вопрос? Идет процесс национально-государственного строительства, и этот процесс незавершен. И мы хотим обсудить проблему строительства гражданской нации. Историческая ситуация сложилась так, что Казахстан оказался в очень жестких рамках, время для него как бы сжалось, "спрессовалось": одновременно приходится решать задачи и строительства нации, и построения демократии, и рыночной экономки. И, по словам г-жи Бектургановой, "маятник общественного мнения все время качается от этнократизма к либерализму, от демократии к авторитаризму". В таких условиях многие люди оказываются дезориентированы, они не понимают - какое государство мы строим, в каком государстве собираемся жить, что собой представляет современный Казахстан, каким образом можно консолидировать общество. И цель экспертов - попытаться найти пути, задействовать институты гражданского общества, чтобы помочь в формировании национального и гражданского самосознания. Стоит сказать, что дискуссия показала: в нашей экспертной среде сегодня нет доминирующего представления о том, на какое понимание национального строительства - этническое или гражданское, должен опираться поиск национальной идеи и идентичности. Одни выступавшие очень активно и эмоционально отстаивали первый вариант, другие же, обстоятельно и аргументировано высказывались за второй. Было и совершенно иное мнение: что в условиях не устоявшейся социально-экономической ситуации, "раскачиваемой" мировым кризисом, эти дискуссии лучше отложить на потом, чтобы не спровоцировать выброс объективно присущего им конфликтного потенциала. Другие эксперты отмечали, что в процессе формирования национальной идентичности должны обязательно участвовать и общество, и государство - тогда упомянутая конфликтогенность этой задачи не проявится. Такой разброс мнений и позиций по данной теме не является сугубо казахстанской специфической чертой. В теме идентичности вообще много вариабельности: например, ведущие научные школы мира спорят о том, какое будущее ждет в 21-м веке само понятие "нация", вне зависимости от того, чем его "наполняют" - этничностью или гражданской идентификацией. Сохранится ли оно, в пользу чего говорят такие центробежные процессы, что идут сегодня, хотя и с разной интенсивностью и драматизмом, в Шотландии, Бельгии, Испании, в Косово? Или уйдет, сменившись наднациональными принципами консолидации, как это происходит в Европейском Союзе и Америке? На этот, базовый вопрос в глобальном, общечеловеческом масштабе, ответить казахстанское общество, конечно, не может. Но тогда что делать? Ведь не получится "отложить" до прояснения глобальных процессов свои актуальные задачи. А вопрос формирования национальной идентичности однозначно относится к таковым, особенно для молодого государства. Вероятно, все-таки, нужно вести постоянную общественную дискуссию на эту тему, без упора на возможные "острые углы", но и без сознательного их игнорирования. Такое настойчивое терпение в сочетании с традиционной толерантностью нашего общества сделают свое дело.


Автор: Айжан Ахметова

Иллюстрации: сайта http://kompasgid.ru