Опубликовано: 550

На “поле чудес” деньги больше не носят. Их перечисляют

На “поле чудес” деньги больше не носят. Их перечисляют Фото - из открытых источников

В 9 из 10 случаев доверчивые граждане сами отдают деньги интернет-мошенникам. О том, можно ли вернуть пропавшие средства и как не попасть на удочку кибер-Бендеров, нам рассказали в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка.

Недавно в стране состоялась операция “Anti-Fraud”: за 2 дня МВД раскрыло 345 киберправонарушений, 287 из них – интернет-мошенничества. Истории, о которых рассказали служивые в пресс-релизе, настолько хрестоматийны, что даже не верится, что на них кто-то ведется. Предприимчивая мадам из столицы обещает людям помочь с банковскими кредитами за небольшое вознаграждение, бизнесвумен из Тараза, придумавшая суперстартап… В первом случае 5 пострадавших, во втором – 3.

– Основа финансовой грамотности – это критическое мышление. Если вам предлагают списать кредит, взять кредит за вас, посодействовать в получении кредита – это всё значит лишь то, что вы сами кому-то дадите свои личные данные и он может на вас оформить абсолютно любой заем. И в конечном итоге вы рискуете не только лишиться своих денег, но и остаться должны банку, – объясняет главный специалист департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР РК Дмитрий АКМАЕВ.

Вообще основные финансовые проблемы у пользователей Интернета, по данным департамента, возникают именно в тот момент, когда они решают оформить заем, не вставая с дивана. И большинство связаны с невнимательностью граждан при подписании бумаг.

– Это, по сути, даже не мошенничество. Это, скорее, введение в заблуждение: человеку дают на подпись договор, согласно которому он занимает, к примеру, 100 тысяч тенге, но мелким шрифтом, который не все читают, прописано, что есть комиссия за организацию займа, за ведение, за страховку и прочее. В итоге перечисляют ему на счет 50 тысяч, а требуют назад все 100, да еще и с процентами. Понятно, что это не то, на что человек рассчитывал, но помочь ему очень сложно, потому что он собственноручно подписал договор гражданско-правовой ответственности и кредит так или иначе получил, – рассказывает Дмитрий Акмаев.

Чтобы обезопасить себя, специалист советует не только внимательно читать договор, но и проверить предполагаемого кредитора по базе АРРФР. На сайте finreg.kz есть реестр получивших лицензию МФО.

До конца года он будет активно обновляться, но и сейчас уже список достаточно внушительный. Те, кто в нем значится, обязаны действовать в рамках Закона “О МФО”: годовая эффективная ставка вознаграждения у них не может превышать 56%, а сумма всех просрочек, пеней и так далее не может составлять более двух сумм кредита. Если же кто-то из них эти условия нарушает, то на него можно пожаловаться в АРРФР – деньги вернут заемщику, а на ростовщика наложат штраф. Платежная повинность: Почему в век цифровизации личные данные казахстанцев все чаще оказываются незащищенными.

Впрочем, ситуации, когда мошенник оформляет заем на постороннего человека, тоже случаются. По итогам операции “Anti-Fraud” были задержаны несколько таких умельцев.

– 90% всех фактов мошенничества случаются по вине самого пользователя. Который каким-то образом предоставил доступ к данным своей банковской карты, сам ввел код из смс, потерял карту и так далее, – признает Дмитрий Акмаев.

Но даже если так, выданный без фактического заемщика кредит – это вина и финансовой организации в том числе, поэтому добиваться справедливости надо в любом случае.

– Если с вашего счета пропали деньги или на вас повесили чужой кредит, первое, что надо сделать, – это заблокировать счет или карту. Ваши данные в открытом доступе, и мошенники уже ими воспользовались, не давайте им новых шансов. Второе: пишите заявление в финансовую организацию, с которой произошло недоразумение, просите провести внутреннее расследование, возможно, преступник находится среди их сотрудников. Очень важно взять у финансовой организации входящий номер своего обращения. После этого, точнее, практически параллельно, обращайтесь в правоохранительные органы с просьбой разобраться и к нам. Везде указывайте, под каким номером зарегистрировано обращение в финансовую организацию, – инструктирует сотрудник регулятора.

В департамент защиты прав потребителей финансовых услуг такого рода заявления поступают регулярно, и здесь уже выработали свой алгоритм решения проблем граждан. Но при этом, как признают спецы, вернуть назад деньги бывает достаточно сложно. Поэтому очень важно думать об их сохранности заранее.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи