Опубликовано: 3000

Мы и МВФ

Мы и МВФ

Отношения Казахстана с Международным валютным фондом завязались достаточно давно, с июля 1992 года.

Тогда молодая суверенная республика получила признание этого мирового финансового института и стала его членом. За все время развития отношения носили относительно ровный партнерский характер. Хроника и дебит-кредит партнерства Спустя месяц после этого судьбоносного события Международный валютный фонд открыл свое представительство в Казахстане. Макроэкономическое развитие нашей страны в 1992-1998 годах осуществлялось в значительной степени в соответствии с рекомендациями МВФ. Наша справка: Международный валютный фонд (МВФ) - межправительственная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда - содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно-финансовой политики стран членов, предоставление займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. В феврале 1993 года Советом директоров фонда была принята Программа финансирования системных преобразований, согласно которой Казахстану было выделено 123, 75 миллиона SDR ($ 165 000 000). Еще столько же мы должны были получить после подписания в январе 1994 года Соглашения о резервных кредитах на годовую программу экономических и финансовых реформ. Правда, в декабре 1994 года данная программа была приостановлена. Однако, спустя полгода, Казахстану выделили уже 185,6 миллионов SDR ($ 247 466 000), который он успешно освоил к декабрю 1996 года. Кстати, в 1996 году произошли еще ряд важных событий. В частности, мы присоединились к VIII статье Устава МВФ, где содержатся обязательства страны-участницы не вводить без согласия фонда ограничения на осуществление платежей и переводов по международным операциям. Так же нам полагается воздерживаться от участия в дискриминационных валютных отношениях В том же году МВФ одобрил трехлетний кредит для РК на 1996-1998 годы в рамках программы расширенного кредитования МВФ, направленной на создание условий для роста реального ВВП. И наконец, в декабре 1999 года нам помогли кредитом на сумму 329,1 миллиона SDR ($ 438 800 000) для поддержания золотовалютных резервов страны. И это международное доброе дело не осталось без ответа. Уже в мае следующего 2000 года Казахстан погасил свои обязательства перед МВФ на сумму 295,8 миллиона SDR или 390,5 миллиона долларов США, которые полагалось выплатить до 2007 года. Мы стали первой страной СНГ и Восточной Европы, которая досрочно рассчиталась с фондом. Более того, досрочным погашением мы смогли сэкономить предусмотренные на выплату процентов по кредиту 70 миллионов долларов США или 52 500 000 SDR. Наша справка: SDR представляет собой денежное средство, применяемое странами-членами МВФ (Международного валютного фонда). SDR имеет безналичную форму и используется в виде записей на банковских счетах. Введению SDR в 1969 г. в качестве дополнительной резервной валюты к уже существующим, способствовало то, что было необходимо нивелировать противоречия между международным характером и национальной природой валют. С 1979 года SDR стало использоваться в качестве основного резервного средства международной валютной системы. Но наши отношения не ограничиваются только денежными операциями. Не баксом единым Помимо чисто финансовых вливаний, МВФ не оставляет нас и бесплатным вниманием. Проводились и проводятся ежегодные (весенние и осенние) консультации с правительством Казахстана по основным направлениям экономической политики государства, предоставляется информационная и консультационная поддержка Национального банка РК. После того, как в 2003 году МВФ отозвала своего постоянного представителя Дж. Острайхера, что расценивалось как признание фондом успехов Казахстана в осуществлении экономических реформ, стороны стали обмениваться визитами официальных делегаций. Особенно участились они в предкризисный и кризисный периоды. В начале октября 2007 года к нам приехала миссия МВФ, которая проанализировала развитие экономики РК и монетарную политику, бюджет на 2008 год и ключевые структурные реформы. Затем, в конце того же месяца, уже наша делегация во главе с тогдашним председателем Нацбанка А.Сайденовым и председателем Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) А.Дунаевым отправилась в Вашингтон, где приняла участие в ежегодном совещании Совета управляющих Всемирного банка и МВФ. Когда кризис пришел к нам официально, наш внимательный партнер снова был рядом с нами - руководитель миссии МВФ в РК Т.Каллен в сентябре 2008 года встречался с премьер-министром Казахстана К.Масимовым и обсуждал вопросы текущей ситуации и государственной политики. Спад или подъем? С начала текущего года обмен рабочими визитами продолжается. МВФ положительно оценила меры казахстанского правительства, которые оно предприняло с целью смягчения действий факторов экономической уязвимости и для того, чтобы восстановить высокие темпы роста в будущем. Однако, по мнению миссии, чтобы устранить факторы уязвимости в банковском секторе, необходима комплексная стратегия. Здесь важная роль отводится АФН. В целом Международный валютный фонд выделяет три основных направления для преодоления мирового финансового кризиса. Во-первых, необходимо обеспечить доступ финансовых организаций к ликвидности. Во-вторых, нужно выявить и урегулировать неблагополучные активы. И, в-третьих, следует рекапитализировать слабые, но "жизнеспособные" организации. Таков мировой опыт. Решение проблемы видится в определенной поддержке отечественной банковской системы, которая у нас, в принципе, и осуществляется. Второй момент - найти те самые "черные дыры", куда уходят средства, направляемые государством на антикризисные меры, но так и не приносящие положительного эффекта. С этим у нас посложнее. И самое главное - нужно "оживить" те предприятия, то производство, которое будет производить реальные товары, поддерживать свою валюту способствовать будущему росту экономики. Мы вроде пытаемся и это делать, но благодаря уже упоминавшимся "черным дырам" не все финансы доходят до адресатов. Пока наши партнеры из МВФ в раздумьях относительно экономического будущего Казахстана. С одной стороны ожидается, что в этом году может произойти спад экономики РК на 2 % и лишь в 2010 году начнется умеренный рост. С другой - есть возможность, что рост произойдет уже в этом году, благодаря растущей цене на нефть, а в следующем - он наберет еще более высокий темп. Впрочем, если надеяться только на нефть и не предпринимать меры комплексно, то отсутствие энергичных мер по решению проблем в банковском секторе страны или затянувшаяся глобальная рецессия могут вызвать еще более глубокий и длительный спад нашей экономики.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи