Опубликовано: 1400

Маршрутами страха

Маршрутами страха

"Стоимость аттракциона - 35 тенге. Двадцать минут страха - и вы дома", - это объявление я прочла в одной маршрутке.

Судя по всему, водитель автобуса считает себя шутником, не чужд интернет-приколам и свой образец агитационного творчества поместил в салоне ради забавы и увеселения пассажиров. Может быть у кого-то и поднялось настроение, а мне перспектива пережить 20 минут страха, радости не прибавила. Нас постоянно убеждают в том, что в Казахстане качество жизни повышается, если не с каждым днем, то с каждым годом. Вот и аким города Тараза Ильяс Тортаев не так давно заявил на очередном совещании: "Мы постепенно будем менять неудобные для пассажиров автобусы - на удобные и просторные. Пора создать для жителей города нормальные условия в общественном транспорте". А пока от населения часто можно услышать жалобы на качество обслуживания в сфере общественного транспорта. Самые распространенные из них: неудобные маловместимые автобусы, непродуманные маршруты. Общественный транспорт в Таразе в основном представлен микроавтобусами немецкого и китайского производства. Такие, как "ГАЗель" в городе уже редкость. Так же редко можно встретить и новые современные просторные автобусы - их всего двадцать. Зато так называемых "маршруток" - более 300! Это их водители, получив права с необходимой для работы категорией "D", возомнили себя полноправными хозяевами городских дорог. Для 21-летнего человека, ведущего микроавтобус с 20-ю и более пассажирами не составляет труда резко перестроиться с внутренней полосы дороги на внешнюю ради того, чтобы подобрать с обочины человека. Тот же водитель совершенно не озабочен тем, как чувствует себя пассажир, мертвой хваткой вцепившийся в поручень, дабы не расшибить себе лоб, когда машину заносит на очередном вираже во время обгона. Таким пассажирам, ежедневно испытывающим "20 минут страха", памятник хочется при жизни поставить. Сегодня часто обсуждается вопрос обновления городского автобусного парка. Впрочем, заметно, что на маршрутах все больше новых автобусов. Но, как заметил заместитель директора департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области Аскар Жанузаков: "Решить эту проблему в одночасье невозможно. В первую очередь в этом вопросе необходимо соблюдать законность, так как перевозчики осуществляют свою деятельность в рамках договоров, заключенных на определенные сроки". То есть, если перевозчик, заключивший с департаментом договор, не обновляет свой автопарк, то остановить его деятельность нельзя. Тогда возникает вопрос: "Каким образом перевозчик выиграл тендер?" Неужели члены комиссии не получили возможность ознакомиться с техническим состоянием транспорта? Или чиновников, как правило, передвигающихся по городу на комфортабельных государственных или личных авто, заботы об удобных автобусах для горожан не касаются? Впрочем, как заверил господин Жанузаков, уже к 2010 году в Таразе ветхих автобусов не останется. Может, к тому времени сами перевозчики одумаются и заменят неудобные микроавтобусы на просторные автолайнеры, где людям не придется жаться друг к другу в желании быстрее добраться до нужного района. Но кому повезло присесть в салоне автобуса, тоже несладко: тесные сиденья китайских автобусов, не рассчитанные на габариты наших граждан и гражданок; низкие потолки, создающие неудобства людям с ростом выше 180 сантиметров; не открывающиеся окна и сломанные потолочные люки; и, наконец, плохая устойчивость автомобиля. Но наши люди, которые за хлебом на такси не ездят, привыкли ко всему. И это тоже способствует все большему наплевательскому отношению к ним со стороны перевозчиков. К примеру, в Алматы повышение стоимости вызвало широкий резонанс. Но в южной столице общественный транспорт представлен кроме редко где попадающихся уже маршруток, большими автобусами, троллейбусами и трамваями. Те, кому не нравятся автобусы, могут воспользоваться услугами такси. Что поделаешь, аттракцион под названием "20 минут страха" все чаще побуждает как можно реже попадать в сети водителей "маршруток". Опасения подтверждены и официальной статистикой в виде данных управления дорожной полиции ДВД Жамбылской области. За пять месяцев текущего года в дорожно-транспортных происшествий на трассах области погибли 109 человек, травмированы 212. И доля вины в этом возложена на водителей общественного транспорта и руководителей автопредприятий. Достаточно часто сотрудники УДП ДВД области останавливают маршрутки за превышение скорости, остановку в неположенном месте, отсутствие техосмотра. Не всегда пассажиры могут быть уверены в том, что вовремя доберутся до места назначения, так как в любой момент машина может выйти из строя. Я сама была свидетелем того, как водитель, остановив автобус и покинув место работы, пропал на пятнадцать минут. Все это время пассажиры ждали, когда, наконец, вернется "рулевой". Особым пунктом можно выделить и такое нарушение, как переполненность салонов микроавтобусов. Даже в "Муданах" и "Шаолинях" водители умудряются снять парочку сидений, чтобы, как они сами выражаются "поставить людей" и получить большую прибыль. Почему-то пока ни одного такого водителя не оштрафовали, а прецедентов, чтобы высаживались лишние пассажиры, никогда не было. Зато случаев, когда маршрутка не пропустила пешехода, переходящего дорогу по "зебре", сколько угодно. Все эти проблемы были подняты на совещании, состоявшемся в кабинете начальника УДП ДВД Жамбылской области Кайсара Султанбаева по инициативе заведующего отделом пассажирского транспорта, автодорог и жилищно-комунального хозяйства акимата города Тараза Керимхана Тамаева. В присутствии всех руководителей 12 фирм-перевозчиков господин Тамаев продемонстрировал видеозапись всех вопиющих нарушений, совершаемых водителями общественного транспорта. Здесь господам-перевозчикам оправдываться и крыть козыри стало нечем. А потому по результатам встречи был составлен протокол, решением которого стало создание специальной комиссии по проверке поведения водителей автобусов и микроавтобусов. - Может быть, эта мера позволит навести порядок на дорогах Тараза. Кроме того, мы подняли вопрос обучения водителей общественного транспорта, - сказал Керимхан Сарсенбаевич. - Двадцать лет назад, прежде чем сесть за руль маршрутного автобуса, водитель в течение месяца водил учебный. Да и категорию "D" в то время получал водитель со стажем не менее 5 лет. А сегодня у каждого 21-летнего мальчишка ее можно в правах увидеть. Нельзя сказать, что в Таразе очень много микроавтобусных маршрутов, но конкуренция между ними очень серьезная. А потому этот вид транспорта является наиболее опасным для всех участников дорожного движения аттракционом под названием "Двадцать минут страха". А если серьезно, то вопрос, когда, наконец, будет наведен порядок на дорогах, пока остается открытым, а потому чрезвычайно больным. Хотя надежда на выздоровление появилась… Фото с сайта www.taxiboard.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи