Опубликовано: 2100

Лесоохрана: вперед, в прошлое

Лесоохрана: вперед, в прошлое

Весь ноябрь в штате Калифорния полыхали пожары, в Лос-Анджелесе трубили пожарную тревогу. Сухая трава, сухая листва в лесах, жара, сильный ветер, - все факторы одновременно осложняли работу пожарников.

Но мощная поддержка авиации имела огромное значение, с неба падали тонны воды, и огонь захлебнулся. Окончание, предыдущую часть см.здесь А что у нас, в РК? После 20 ноября в лесах Алматинской области "закрыт" пожароопасный сезон - туман, дожди, "танцует осень снова вальс-бостон". Насколько богаче стали лесные угодья, или наоборот, какой ущерб они понесли в уходящем, 2008-м году? Что нужно сделать, чтобы не только сохранить лесные гектары в будущем, но и преумножить богатства флоры Казахстана? Ведь можно избежать многих ошибок и потерь, важно - не повторять их в дальнейшем. Сезон окончен Главный инспектор летной службы РГКП "Казавиалесоохраны" Григорий Федорович Черкасов, профессионал с огромным стажем. Он облетал в качестве летчика-наблюдателя вдоль и поперек горы и реки близ Алматы, имеет несколько тысяч часов налета. В его трудовой биографии есть и особенные награды - нагрудный знак летчика-штурмана "За безаварийный налет 7000 часов". - В октябре месяце, как говорится, Бог помог, были дожди, поэтому снизилась и пожароопасность. Мы опасались, что если октябрь будет такой же засушливый, как и предыдущие месяцы, то не миновать больших пожаров, при наличии сухого "горючего материала". Особенно засушливые периоды бывают редко, раз в 10 лет, когда вся осень стоит "сухая", без дождей. Ведь в обычный осенний период температура уже понижается, осадки выпадают. Увлажненные леса не так пожароопасны. Однако текущем году, на протяжении июля, августа, сентября осадков практически не было и довольно долго сохранялась высокая пожароопасность, 4-го и 5- го классов. Вот по реке Или, например, весь прошлый месяц стоял 5-й класс пожарной опасности. В горах 4-й. В этом сезоне напряженный график работы. Можно было ожидать всего, что угодно, еще и потому, что много отдыхающих, на берегах рек Большой и Малой Алматинок, Аксайки, которые нередко оставляют недотушенные костры. Особенности "крутого" пожара - Григорий Федорович, чем "отличился" сезон лета 2008 года? - Особенностью сезона стало тушение пожаров в районе Чилика, там горели так называемые "прилавки", земли "Госземзапаса". Около 3000 га всего сгорело, в основном - трава, кустарники. Сотни людей тушили этот пожар. Скотники поджигают свои пастбищные угодья, чтобы трава на следующий год лучше росла, была свежей. Однако, практика показывает, что ускользая из-под контроля, огонь, увы, превращается в пожарище, переходит на лесной массив. Был еще сложный пожар близ Левого Талгара, где между речками находится Алматинский заповедник, а слева - Иле-Алатауский заповедник. Этот пожар горел на высоте 2200-2400 метров, распространился вверх, по кустикам, траве. Тушили почти 2 недели, потому что крутизна такая, скалы почти вертикально расположены, а где-то под 70- 80 градусов, очень труднодосягаемы для огнеборцев! - А как обстоят дела с техникой для пожаротушения, обновляется ли технический парк? Удается ли придерживаться современных стандартов и тенденций в СНГ, в мире? - Я рад сказать, что у нас сейчас есть и такая техника, и такое оборудование, и все средства пожаротушения, которые распространены не только в бывшем Советском Союзе, в СНГ, но и в мире. Водосливные устройства (ВСУ) есть, нужные химикаты есть, мотопомпы для закачивания воды из водоемов, все, что нужно для тушения пожаров, все это есть. Финансирование для авиапатрулирования, - самолеты, вертолеты, согласно технологии, соблюдается. При 2-м, 3-м, 4-м, 5-м классах пожарной опасности авиапатрулирование должно проводиться от двух и более раз в день, регулярно, во избежание возгорания. Ведь любой пожар рациональнее тушить сразу, пока он не распространился на большие площади, чтобы не уничтожились ценные гектары лесных массивов. Тогда и убытков будет меньше. Самолеты регулярно летают для обнаружения пожаров. Им сверху видно все… - Проблемы с техникой возникают, когда приходится тушить лесные пожары на крутых склонах гор? Ведь не каждый тип вертолета может "висеть" на большой высоте. - Единственное, чего осенью мы не смогли - это "Ми-17" привлечь, по определенным обстоятельствам (больше организационные вопросы, нежели какие-то другие). Поэтому возникали сложности при тушении пожара. У вертолета "Ми-8" высота работы, потолок, технические возможности при тушении пожаров в горах, на большой высоте, все-таки не столь мощные, как у нового типа, "Ми-17". Это здорово, что есть "Ми-17", и что с его помощью в горах можно тушить пожар. Зависая над скалой, этот вертолет может "высаживать" пожарников, а также "сбрасывать" тонны воды на горящий лес, на труднодоступном горном склоне. - Какие самолеты и вертолеты совершали авиапатрулирование в этом сезоне? - Самолет "Як-18" постоянно летал над рекой Или, самолет "Ан-2" над горами в этом году регулярно летал, далее - Чуньчжа, Кегень, Нарынкол, но не весь, там не захватывает весь район, - граница, далее - Панфилов. И так - все лето, осенью, по 5 - 6 часов летчики и наблюдатели летали, без посадки - заправки. Утром вылетает самолет, только после обеда приземляется. Самолет "Ан-2" оборудован звуковещательной станцией, громкоговорящей установкой, и пролетая над ущельями, экипаж снижается, до высоты 300 метров, чтобы по громкоговорителю предупредить, на русском и на казахском языках: "Граждане, сохраняется большая пожарная опасность, будьте осторожны с огнем, не разводите костры, берегите лес, берегите родную природу!". Летая на высоте 300 метров, самолет не только предупреждает об опасности всех тех, кто отдыхает у костров внизу, на земле, но и вносит свой мощный вклад в профилактику. Ведь, согласитесь, не каждый день над вашей палаткой низко пролетает самолет и звучат с небес предупреждения о пожарной опасности! - Говорят, у вас на авиапатрулировании лесов и бывший командир самолета "Ту-154" летает, Б. Балмачев, но теперь на другом, более простом самолете? - Именно их авиакомпания летает над горами, близ Алматы и над Или. - А маленькие вертолеты, "Ми-2", они оперативно могут доставлять десант пожарников прямо на загоревшуюся полянку, высаживать на месте, ждать, пока потушат, оттуда их забирать, взлетая даже с маленькой площадки. Видимо, это удобная и оперативная техника для тушения пожаров на равнине? - Пока очаги пожаров маленькие, их и надо быстро, оперативно тушить, так и ущерб лесу будет меньший, птиц и животных погибнет меньше в пожаре. То есть, вариант авиапатрулирования с "Ми-2" - удобный, но не для высокогорной местности. У каждого вида техники - определенные технические возможности. Обычно в "Ми-2" 2-3 десантника на борту, он летит, и по ходу же, если есть мелкие возгорания, их сразу тушат. А если крупный пожар, тут экипаж "Ми-2" и летчик-наблюдатель сообщают на авиабазу, где немедленно собирается отряд десантников. Сейчас же летается не просто так, а по науке, по технологиям, в зависимости от состояния леса, травы, погоды. Например, когда 1-й класс пожарной опасности, - мы еще не летаем, 2-й класс опасности - летаем через день, 3-й класс - уже каждый день, 4-й класс - дважды в день, 5-й класс - вообще 2-3 раза в день. Есть у нас "точки", где кроме вертолета с десантниками присутствуют и самолеты с наблюдателями. То есть самый важный вопрос - своевременное обнаружение очага возгорания. Лучше, когда пожар обнаружен и локализован еще в самом начале, в зачаточном состоянии. О космических вариантах - Григорий Федорович, что вы думаете о патрулировании лесов с помощью космических спутников. Это будет действительно оперативное наблюдение с возможностью своевременного тушения лесных пожаров? - Да, вопрос о наблюдении с космических спутников поднимался. Но обнаружение лесных пожаров со спутников вряд ли будет рациональным. Мелкие пожары, как, например, на площади 0,01 га, вряд ли можно заметить со спутника, и уж, тем более, тут же потушить, пока он не достиг более внушительных размеров, с более ужасными последствиями. Этот вариант все-таки лучше проходит с небольшим, маневренным вертолетом (если речь не идет о высокогорье). То есть, мы считаем, что своевременную информацию о маленьких пожарах не сможем получить со спутника. Ведь бывают мелкие пожары, только что, например, площадка 2х5 загорелась, или, предположим, дерево во время сухой грозы от молнии вспыхнуло, по нему спускается пламя вниз, на травяную "подстилку", и начинает уже и она гореть, оттуда огонь грозит перекинуться еще дальше, на поляну, на большой лес. В таких "мелких" случаях вряд ли спутник обнаружит очаг возгорания вовремя. Следовательно, последствия будут непредсказуемы. Вертолет "Ми-2" обычно высаживает одного-двух десантников, которые быстро окопывают лопатами сожженное молнией дерево и полянку вокруг него - самый быстрый и эффективный метод борьбы с лесным пожаром. Предполагаю, что космическое наблюдение эффективно, когда речь идет о более крупных пожарах, о нескольких гектарах, как, например, лесные пожары в бескрайней сибирской тайге, на равнине, где еще плотность населения маленькая, где не сразу заметят огонь с равнины, а из космоса - видно. Если у нас в Казахстане будут гореть несколько га леса - это будет уже ЧП, в нашем понимании. Для Казахстана пожар на 3 га считается большим пожаром. И, согласно приказу Комитета лесного хозяйства, уже идет в таких случаях расследование, почему и как его допустили. "MD-500" приземлится хоть на крыше С пилотом вертолета "MD-500" мне однажды приходилось летать на чудесном вертолете (будучи в гостях у авиакомпании "Aspan", возглавляемой президентом А.И. Косолаповым). Пилот Василий Владимирович Муравьев, имеющий более 10 000 часов налета, вернулся с авиапатрулирования, потому что сезон лесных пожаров закончен. - Василий Владимирович, как летает новый вертолет "MD-500", он способен быстро садиться на маленькую лесную полянку, чтобы высадить пожарников? - У него 5 лопастей, и они короче, чем у некоторых других вертолетов такого класса, что дает возможность садиться даже на маленькую полянку, да хоть зависнуть над крышей домика лесника, чтобы потушить лесной пожар. - Вы участвовали в тушении лесных пожаров и летали безаварийно? - У нас отличная техника, поэтому проблем нет. - За сколько секунд вертолет способен развернуться вокруг своего хвоста в случае такой необходимости, сделать круг на 360 градусов? - Всего за 8 секунд. Вспомните, я вам демонстрировал. Достаю прошлогодний рабочий блокнот, действительно, 8 секунд! Фото из архива компании Aspan

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи