Опубликовано: 1200

Кыргызстан: есть ли выход в конце туннеля?

Кыргызстан: есть ли выход в конце туннеля?

Центральноазиатская республика со сравнительно малым населением и незначительной территорией в 2006 году может стать источником региональной нестабильности.

На это указывают многие события, произошедшие в ней, а также действия политических лидеров Кыргызстана. На сегодня там сложилась напряженная ситуация в следующих сферах: внутриполитическая ситуация; социально-экономическое положение; возросший уровень коррупции в органах власти и правоохранительных органах; межэтническая ситуация; активность религиозных организаций; рост преступных группировок. Особое внимание заслуживает внутриполитическая ситуация, сложившаяся в последнее время в Кыргызстане, когда руководство республики своим бездействием в решении наиболее злободневных проблем фактически способствовало падению своего авторитета в глазах общественности. Открытое противостояние между лидером одной из преступных группировок и премьер-министром республики при молчаливом бездействии президента страны, выявило всю аморфность действующей власти, которая не только не может наладить диалог с общественностью, но и не может показать свою позицию по тому или иному общественно значимому вопросу. В то же время Кыргызстан с отсутствием со стороны существующей официальной власти контроля над всей территорией республики представляет собой благодатную почву для поддержки местным населением инициатив вооруженных преступных группировок. Принимая во внимание зыбкое межэтническое согласие, существующее на сегодня в республике, а также наличие малочисленной и слабоподготовленной армии и структур правоохранительных органов, призванных бороться с бандформированиями, можно прогнозировать рост в республике политической нестабильности. Негативный потенциал, накопленный в обществе, связанный с ростом безработных, низким уровнем жизни населения, может быть использован заинтересованными в подобном повороте событий группами, а именно: политические блоки; финансово-промышленные группы; организованные преступные группировки; религиозные организации. Примечательным в данном случае выглядит активность всех вышеперечисленных групп, которые сразу после мартовских событий 2005 года начали активную деятельность по достижению своих целей. Конечно, существующая слабая политическая власть в Бишкеке не может повлиять на изменение расклада в представленной выше схеме, но зыбкость ее позиции не только очевидна, а и вызывает опасение по ее долговременному существованию. При действии различных групп в ограниченном составе прогнозируемые социальные взрывы, связанные с обязательным участием населения республики, а также регулярными нападками на существующую власть при ее бессилии на ответные действия будут носить перманентный характер. Однако, если группы начнут между собой процесс консолидации, то и это ни к чему хорошему не приведет. Итак, блок №1: политические группы - финансово-промышленные группы. В данном случае ФПГ будут через своих протеже на политическом олимпе перераспределять поделенные сферы. Принимая во внимание, что данная схема уже действует, можно ожидать постепенного "перетаскивания одеяла" от одной группы к другой с попеременным успехом. Как следствие этого в республике будет сохраняться ситуация хронических конфликтов, куда в качестве "статистов" будут привлекаться рядовые граждане, преимущественно молодежь, которая как обычно, становится марионеткой в чужой игре. Блок №2 представляет собой следующий симбиоз: политические группы - финансово-промышленные группы - организованные преступные группировки. Здесь основной упор делается на отмывание преступными группировками через ФПГ финансов, которые ФПГ могут "очистить" путем инвестирования, приобретения уже существующих и закрепленных за другими группами влияния предприятиями, структурами игрового и туристического бизнеса. В данном случае решение вопросов о перераспределении сфер влияния будет также проходить с элементами физического устранения неугодных представителей власти, что будет способствовать дальнейшей эскалации напряжения внутри Кыргызстана. Блок №3: политические группа - религиозные организации. Союз двух вышеуказанных групп только на первых этапах вызывает сомнение, но опыт, полученный религиозными организациями на выборах в парламент Кыргызстана, показал жизнеспособность данной схемы. Принимая во внимание участившиеся случаи обращения населения республики к религиозным проповедникам, которые разговаривают с потенциальными избирателями на их языке, живут в таких же условиях и едят ту же пищу, можно констатировать успех выбранного пути данного союза. При этом религиозные организации будут дистанцироваться от финансово-промышленных групп, которые своими дорогими атрибутами отталкивают рядовых граждан, а также не будут вступать в тесные связи с преступным сообществом, понимая, что любой случай, связанный с преступной деятельностью представителей религиозных организаций надолго отпугнет от них рядовых граждан. Как видим, в Кыргызстане не так много ведущих игроков. Но, принимая во внимание напряженную социально-политическую ситуацию, когда народ устал от убийств политических деятелей, неясной позиции существующей власти, связанной во многом с ее бездействием, растущей безработицей, а также сложившейся ситуацией, когда рядом с многодетными семьями, родители которых являются безработными, проживают в фешенебельных особняках преуспевающие бизнесмены - можно прогнозировать рост популярности союза "политические группы - религиозные организации". Вот только что будет, если данный союз действительно придет к власти, насколько выше станет прожиточный уровень граждан Кыргызстана и насколько стабильней внутриполитическая ситуация в республике - вопрос достойный обсуждения.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи