Опубликовано: 1500

Когда скромность не украшает

Когда скромность не украшает

В ряд специальностей, связанных с торговлей, давно и прочно вошла профессия со пышным и труднопроизносимым названием "мерчандайзер".

Часто такую вакансию предоставляют и костанайские компании. Однако мало кто имеет полное представление о том, чем такой специалист занимается. Давайте разбираться. Искусство принудительных продаж - В переводе с английского "мерчандайзинг" означает планирование и стимулирование сбыта. Специалист, занимающийся данным видом деятельности, отвечает за увеличение продаж в магазинах. Достигается это правильной выкладкой товаров и организацией рекламы непосредственно в торговых залах, - консультирует Салтанат Бексенбаева, преподаватель экономики Костанайского госуниверситета. - Окончательное решение приобрести тот или иной продукт покупатель, как правило, принимает именно в магазине. Причем зачастую это заранее не запланировано - срабатывает импульс: увидел вещь - решил купить. И здесь очень важную роль играет правильная подача товара (где он лежит, хорошо ли его видно, удобно ли его брать, что о нем известно, есть ли реклама). Задача мерчандайзера - заставить человека сделать как можно больше покупок. Для осуществления этой цели служат рекламные носители (например, пакет сока размером в два квадратных метра); подсветка, разнообразные стойки, полочки и прочие приспособления; рекламные акции. Самые "лакомые" места в торговом зале - около касс и на входе. Практически в любом крупном магазине здесь раскладывают всякие мелкие товары: жевательную резинку, леденцы, шоколад, сигареты и прочую "бижутерию". Пока человек стоит в очереди, его взгляд невольно падает на них. Сколько раз вы ощущали желание купить что-нибудь совершенно ненужное? Решили похудеть, а покупаете шоколадку. Не любите жвачку, а она уже в вашей корзине. Лучше всего человек замечает предметы, находящиеся у него на уровне глаз. Любителей наклоняться к самым нижним полкам находится немного. - Покупатель, как сорока, падок на все яркое и броское. Его взгляд невольно привлекают известные бренды и плакаты со словом "распродажа", - рассказывает Илья Зиминчук, мерчандайзер ТОО "Каприз". - Поэтому потребительским спросом управлять реально, но для этого требуется немало усилий, в том числе мерчандайзеров. Многие люди стремятся проворно пробежать по магазину, не утруждая себя осмотром всех прилавков. Поэтому место расположения товаров периодически стоит менять. Не обнаружив своего любимого йогурта на привычном месте, клиент поневоле пустится в творческий поиск. Цель работы - полная корзина Что же требуется от начинающего мерчандайзера? Активность, коммуникабельность, умение общаться с работниками торговли, сообразительность, креативность, понимание психологии продаж, организаторские способности, стрессоустойчивость - вот далеко не полный перечень обязательных качеств. Довольно часто работодатели требуют от претендентов на такую должность наличия водительских прав или личного автомобиля. Обычно мерчандайзерами трудятся люди младше 30, в крайнем случае, до 40 лет. На эту работу охотно берут студентов. Причем лучшими мерчандайзерами из числа студентов оказываются... девушки. Они более дисциплинированны и общительны. - Мерчандайзеру приходится работать с отчетами, складскими документами, поэтому внимательность и аккуратность для кандидата просто необходимы, - делится знаниями Анжела Нам, мерчандайзер с десятилетним стажем. - Большую роль играет увлеченность своим делом и определенная степень азартности. Если вы искренне радуетесь росту продаж и в свободное от работы время размышляете, какие бы еще способы рекламы придумать, а, заходя в магазин, первым делом изучаете расположение товаров на полках - эта профессия для вас. Скромность мерчандайзера не украшает. Вы должны уметь привлекать внимание людей и к своему товару, и к собственной персоне. Полная корзина покупателя - вот цель работы мерчандайзера. А методы для ее достижения можно использовать любые. Хоть песни пойте у прилавка, если это помогает увеличить объем реализуемой продукции. Теоретически администрация торгового предприятия заинтересована в росте продаж, но на практике зачастую приходится убеждать в необходимости той или иной рекламной акции, особенно если магазин большой, а поток посетителей всегда существует. Хотя эффективность работы хорошего мерчандайзера может доходить до ста и более процентов увеличения объема продаж конкретного товара. Такой специалист может менять покупательские предпочтения, постепенно приучая людей к новым видам продукции и малоизвестным торговым маркам. Профессия не на всю жизнь Обычно крупные компании в Костанае сами обучают мерчандайзеров: набирают подходящих кандидатов и проводят предварительные занятия (в среднем они длятся от недели до трех), дальше работник учится своему ремеслу на практике и на ежемесячных семинарах - там с ним будут делиться опытом более опытные специалисты. Новичков познакомят и с общей стратегией продаж, принятой в компании, с основами рекламы и маркетинга. Рабочий день у мерчандайзера стабильно - ненормированный, время можно варьировать. Главное, чтобы сотрудник выполнял свои функции, а когда - не так уж важно (конечно, в разумных пределах). В круглосуточных магазинах эти сотрудники могут выходить в вечернюю смену. Зарплата мерчандайзера в Костанайском регионе, в зависимости от загрузки, квалификации и пожеланий начальства, составляет в среднем от 30 до 35 тысяч тенге. У тех, кто трудится в небольших магазинах, оклад может быть намного меньше. Иногда работодатели компенсируют транспортные расходы (проездной, бензин, запчасти). Работа требует больших затрат энергии (весь день на ногах, в движении, много контактов с разными людьми, товаров обычно тоже немало, поэтому приходится действовать шустро и умудряться проявлять творческую инициативу). Обычно за одним мерчандайзером закреплено несколько магазинов, он регулярно их объезжает и потом вносит результаты в специальный отчет, подаваемый в отдел маркетинга. Этот специалист следит и за уровнем продаж, розничными ценами, консультирует продавцов по поводу того или иного товара и стратегии продаж. Мерчандайзинг не относится к специальностям на всю жизнь. Обычно, поработав некоторое время, люди продвигаются по карьерной лестнице дальше. Можно стать супервайзером (руководителем группы мерчандайзеров), сотрудником отдела маркетинга, торговым представителем или менеджером по продажам. - Вообще мерчандайзинг - отличный старт в области продаж. Умение общаться и быстро ориентироваться в ситуации пригодятся всегда, - заявляет Салтанат Бексенбаева. - Общие принципы продаж в разных компаниях не так уж сильно различаются, поэтому, если есть опыт и навыки, сменить место работы не трудно. Если вы не поленитесь изучить теорию и получить высшее образование, вас с удовольствием возьмут на более высокую должность. Так что, если обнаружили в себе необходимые качества - дерзайте! Благо вакансий много, и при желании вы всегда сможете найти подходящую торговую организацию для работы мерчандайзером. Сегодня специальность "Мерчандайзер" принята официально, и по этой профессии можно получить диплом государственного образца. Рисунок с сайта http://www.tenfold.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи