Опубликовано: 1400

Когда наступит нужный час?

Когда наступит нужный час?

Вопрос актуален сегодня как никогда, ведь Костанай снова не вписался в контрольные сроки по строительству ипотечного и коммунального жилья.

Вопреки бравадным заявлениям областных властей, проблемы в сфере строительного бизнеса обретают серьезные признаки "хронического застоя". Sans phrases На одну квартиру в новом ипотечном доме в Костанае претендует до …десяти семей. Руководство города уже не первый год озадачено решением жилищной проблемы, так же, как, впрочем, начальство области. За последние два года в регионе введено жилья почти в полтора раза больше, чем за предыдущие пять лет. Однако, вопрос по-прежнему остается злободневным. Сотни семей вынуждены сегодня ютиться в съемных квартирах. Стоимость аренды иногда превышает месячный заработок одного или даже нескольких членов фамилии. Ниже приведен пример, который язык не поворачивается назвать единичным, как в плохом, так и в хорошем смысле. Десять долгих лет жила семья Каменовых в отдаленном микрорайоне города. Большая семья снимала крошечную малосемейку в полтора десятка квадратных метров. Семеро детей и родители. Путем нехитрых расчетов выясняется, что на каждого члена семьи не приходилось и полтора метра свободного пространства. Марат и Карлыгаш еще довольно молодые люди, им на двоих всего семьдесят три. Но из-за проблем со здоровьем они вынуждены довольствоваться скромной пенсией и пособием по инвалидности, которых совсем не хватает даже для того, чтобы концы с концами сводить. Однако, совсем недавно, жизнь им, как тогда показалось, улыбнулась во все тридцать два зуба. Получили по социальной очереди новую двухкомнатную квартиру в новом микрорайоне. Обычная железобетонная коробка с минимальной отделкой показалась просторным дворцом. И не смутило даже то, что коммунальный дом, в который они въехали, до конца еще не заселен. Строители завершают отделочные работы в оставшейся его половине. Планировалось, что этот 80-квартирный дом будет сдан в октябре 2006 года. Сдали, но часть отделочных работ осталось незавершенной. Их перенесли на весну, когда будет тепло и можно будет закончить работу, не опасаясь, что придется все переделывать. Фабула: что нам стоит дом построить? Вообще в минувшем году планировалось сдать сто пятьдесят квартир. Часть под ипотеку, часть в коммунальную собственность. Но сегодня чиновники прямо говорят, что план ввода ипотечного жилья до конца выполнен не был. На то есть объективные причины. К сожалению, повлиять на ускорение строительства тоже не всегда удается. И это самое обидное в работе, считает начальник городского управления строительства Валентина Эпова: - Мы считаем правильным постепенное заселение новых квартир. Таким образом, будущие хозяева имеют возможность пообщаться с работниками фирмы - подрядчика. Интерес заключается в том, чтобы, побывав в "своих" квартирах хозяева либо приняли жилье, либо написали претензию с указанием недостатков. Подрядчик пока работает на этом объекте, будет исправлять погрешности. Но и сами предпочтения бывают разные: есть люди, которые въехали в полученные квартиры и всем довольны. А есть те, у кого к отделке квартир чересчур завышенные требования. Разве можно предъявлять их к подрядчику, когда коммунальное жилье он строит по госпрограмме и утвержденной цене - 350 долларов США за квадратный метр? Понятно, что, даже следуя договору трудно, уложиться в эту стоимость. Лучше бы вообще отказаться от некоторых особенностей внутренней отделки коммунальных квартир. Интересно, а обязательно для того, чтобы строители добросовестно выполняли свои обязанности, нужно устраивать надзор со стороны самих жильцов? В конце концов, существуют же специальные комиссии, принимающие жилье в эксплуатацию. А что касается отделки и прочих строительных работ, то существуют стандарты, подробно прописанные в СНиПах и прочих производственных документах. Об этом говорят и сами новоселы. А пока все работы проводятся исключительно как в старой сказке: кто во что горазд. Кто-то хочет обои, кто-то беспесчанку, а кому-то и кафель в туалете и ванной комнате нужен выложенный до потолка, да еще и с узорами. Каждый исходит из своих запросов и доходов. Соответственно с ними люди и будут менять или довершать отделку квартир. Тем более, что выбор стройматериалов сегодня просто огромен. Но есть же строительные нормы и правила, в которых давным-давно однозначно указано, где и что из внутренней отделки обязательно должно присутствовать в квартире. Так сказать, для соблюдения санитарных норм. Это и есть те особенности, от которых не удалось уйти законодательно на момент начала строительной программы. В итоге они вытекают в некоторые виды работ, которые не всем нужны, но стоят подрядчику денег и времени. Esse in vitio И это не единственная проблема со строительством коммунального жилья. В городском управлении строительства рассказывают о воровстве, хулиганстве. В уже отстроенном, но еще не заселенном доме выбивают входные двери квартир, снимают мойки на кухне, бьют унитазы, вырывают счетчики и другие важные вещи. Бороться этим не так-то просто. Проблем нет, когда дом еще строится, идут отделочные работы. Тогда вокруг новостройки стоит ограждение, днем трудятся рабочие, а ночью охраняются стройматериал и техника. Совсем другое дело, когда дом готов к сдаче. Забора нет, в подъезде могут оказаться не только потенциальные жильцы. Отсюда - снова "свеженькие" затраты подрядчиков. Со строительством коммунального и ипотечного жилья в срок уложиться не удалось. Валентина Эпова рассказывает, что предпосылки к этому проявились еще в начале минувшего года. Два раза власти в начале года пытались провести тендер на возведение трех жилых домов в пятом микрорайоне. По плану начать строительство должны были начать в марте, срок сдачи - 1-й квартал 2007 года. И дважды объявляли тендер на строительство 72-квартирного коммунального дома в микрорайоне "Наурыз". Но строительных фирм, желающих поучаствовать в конкурсе, сразу не нашлось. Причина в том, что себестоимость квадратного метра в 350 долларов для подрядчика явно убыточная. Во-первых, подорожала оплата работы строителей - начиная от кладки кирпичей и заканчивая внутренней отделкой. Во-вторых, панельные конструкции закупаются только в России, потому что в наших железобетонных заводах давно размещены склады, бани и тому подобное. Россия требует предоплаты, к тому же, с 1 июня стоимость конструкций на Челябинском заводе подняли на 7%. Дорожали и другие стройматериалы. Везти их через границу затратно: таможенные платежи, аренда грузового транспорта. Злую шутку со строителями сыграло и благое дело - реконструкция автодороги Алматы - Екатеринбург. Теперь по новому асфальту панелевозам если и можно ездить, то лишь недогруженными. На трассе установлен лимит максимальной нагрузки на ось. Пришлось договариваться с железнодорожниками, на самом высоком уровне. Договорились, и теперь панели катятся к нам из России по рельсам. Все это было сопряжено оформлением большого числа различных документов, в том числе, и на межгосударственном уровне. Удача, что все уладили лишь… за полгода. Россияне обещали для транспортировки выделить 20 железнодорожных платформ, но дали 5. Так, что бетонные конструкции катятся из Челябинска в Костанай в час по чайной ложке. И еще, как говорит Валентина Эпова, в 2006 году слишком поздно на строительство выделили деньги. Только в марте фирмы подрядчики получили аванс, а россияне, как писалось выше, работают только по предоплате. Посему два подрядчика только в апреле оформили свои договоры с российским заводом на поставку сборных железобетонных конструкций. - Есть и еще одна причина - у строительных фирм порой откровенно не хватало оборотных средств, - говорит Валентина Эпова. - Работая в стройиндустрии, предприятия должны получать прибыль, и не для того, чтобы положить ее в карман. После завершения каждого крупного объекта фирмы должны развиваться - вкладывать средства на приобретение оборудования, специальной техники и прочих материалов. Если строительство одного дома не приносит прибыли, второго - тоже по нулям, то такая строительная компания просто разорится. Что ж, остается только надеяться, что когда-нибудь в правильном месте, когда наступит нужный час, умные руководители сумеют, наконец, договориться и наладить сложную машину строительной индустрии. Нос est in votis! Фото сайта kostanay.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи