Опубликовано: 6400

Кобыз и скрипка: день сегодняшний

Кобыз и скрипка: день сегодняшний

Кобыз является прародителем скрипки, так заявляют музыковеды и на это указывают исторические материалы, исследованные западными учеными Слави Дончевым и Вернером Бачманом.

В культуре тюркских воинов-кочевников конский волос изначально использовался как боевой лук, который и стал затем конструктивным прообразом, как смычка, так и самого кобыза. Новый способ игры был высоко оценен не только тюрками, создавшими кыяк, бызанчи, игиль, икили, ыыху, гиджак. В доказательство этому с VIII века почти у всех народов Евразии быстро распространились смычковые инструменты под разными названиями: рабанастр, саранги, шичешпин, басоля, гудок, виола да гамба и т.д. На рубеже XV - XVI вв. на основе европейских народных прототипов французские и итальянские мастера создают классические инструменты, распространившиеся по всему миру - скрипку, альт, виолончель и контрабас. Благословение Коркыта Семь лет назад в Казахстане был создан общественный фонд "Коркыт" (Коркыт-ата - первый поэт-песенник и кобызист тюркских степей - прим. авт.) с целью распространения знаний в обществе о воздействии культуры кочевых тюрков на мировую музыкальную культуру. На концертах классической музыки, организованных под эгидой фонда "Коркыт", звучали произведения как европейских композиторов, так и традиционная казахская музыка. Музыкальный мир настолько увлек Дану Меирбекову, музыковеда и создательницу фонда "Коркыт", что она решила продолжить музыкальную традицию и в своих детях. Таким образом, еще задолго до образования фонда она отдала своего первого сына Ахана в возрасте пяти лет в музыкальную школу РСМШИ им. Куляш Байсеитовой, а в последующем туда же поступили два его брата Чокан и Абылайхан. Первый педагог Ахана, Ф. Подольная, привила ему любовь к сцене. Уже в шесть лет он выступил во Дворце Республики в Благотворительной акции "Бизнес Казахстана помогает детям". С этого момента началась череда конкурсов и концертов различного уровня в разных странах мира. Будучи учеником 1-го класса Ахан стал лауреатом Международного конкурса "Маленький принц" в Запорожье. Во 2-м классе мальчик становится дипломантом III Сибирского конкурса скрипачей в Новосибирске. Чуть позже Ахан был лауреатом многих престижных международных конкурсов таких, как "Veo veo" (Испания) и "Bravo_bravissimo" (Италия). Итальянский конкурс проходил в Кремоне на родине Страдивари, где мальчик побывал в мастерской знаменитого скрипичного мастера Франческо Биссолотти, на скрипке которого он сейчас играет. В 2001 году 12-тилетний скрипач становится лауреатом Международного конкурса струнников в Алматы, затем обладателем III премии в Италии на конкурсе Андреа Постаккини (ФЕРМО). В том же году состоялась поездка в Москву по приглашению маэстро Спивакова, где Ахан выступал с большим успехом в Архангельском и Музее Островского. В ноябре Ахан в составе делегации представлял культуру Казахстана в Египте. Завершился год выпуском 1-го CD-альбома. Когда смотришь на длинный список наград и достижений Ахана, на ум сразу приходит мысль: как же так? Ребенка лишили детства - вместо веселых догонялок ему была уготована участь корпеть на многочасовых занятиях по овладению игрой на скрипке с заучиванием крупных музыкальных произведений наизусть. Задала этот вопрос Ахану: "Да, не было у меня никакого детства, всегда держали в строгости", - смеясь, жалуется Ахан. По словам Даны Меирбековой, уже сейчас, когда Ахану 20 лет, его не заставишь заниматься. Он не проводит по 6-7 часов со скрипкой за нотами. "Единственный способ повлиять на то, чтобы он долгие часы играл, это придумать ему либо какой-то концерт, либо конкурс", - сетует на сына его мать, Дана. Конечно, сейчас Ахану дается сравнительно легко подготовка к концертам, так как с раннего детства он начал постигать это великое искусство, и практически еще с молоком матери впитал в себя причастность к музыкальному наследию тюрков. Ведь еще его бабушка, Зере Бейсембаева, была профессором Алматинской консерватории по классу кобыза. В последнее время не было никаких новостей о творческой деятельности Ахана Меирбекова, так как он полтора года обучался в прославленной музыкальной школе в Москве (ЦССМШ), которую в свое время закончили Владимир Спиваков, Юрий Башмет и другие именитые музыканты. Как отмечает Дана, Москва уже не та, и поэтому после некоторого периода было все-таки принято решение вернуться на родину в Алматы и закончить местную музыкальную школу РМШ им. А. Жубанова (класс педагога Е. Мурзагалиева). Кроме того, в настоящее время Ахан является студентом КНК им. Курмангазы, где осваивает профессию симфонического дирижирования в классе Заслуженного деятеля искусств РК Н. Жарасова и параллельно продолжает обучение на скрипке в классе педагога Р. Такежановой. Созидатели музыкального наследия Тем временем, заботливая мама все же придумала концерт, который состоится в Астане 19 апреля и в Алматы, 23 апреля во Дворце Республики. Он приурочен к семилетнему юбилею (а по суффийским канонам число "семь" является очень значимым) общественного фонда "Коркыт", но еще один участник концерта с мировым именем затмевает и эту дату. Исполнение концерта Чайковского выдающимся скрипачом, лауреатом Международных конкурсов Чайковского, Сибелиуса, Паганини, коим является Илья Груберт, обещает стать настоящим событием в музыкальной жизни Казахстана. Илья Груберт живет и работает профессором в Амстердамской Консерватории (Голландия). Талантливейший музыкант, а именно так его окрестили западные музыкальные критики, родился в Риге. Получил блестящее образование в Московской консерватории (класс Юрия Янкелевича, Зинаиды Гилель и Леонида Когана). Его исполнение было записано одной из самых престижных музыкальных компаний Naxos, а многочисленные гастроли по миру - от Канады до Австралии - оставили неизгладимое впечатление у любителей классической музыки во многих странах. Еще один немаловажный факт, который создает сияющий ореол вокруг фигуры Ильи Груберта, это инструмент, на котором он играет. Ведь это ни больше, ни меньше, а скрипка великого виртуоза Генриха Венявского! Для справки, маэстро Венявский - польский скрипач, который с 1860 по 1872 был придворным солистом в Петербурге, с 1874 по 1877 преподавал в Брюссельской консерватории. Неподражаемая техника и огненный темперамент отразились в скрипичных сочинениях Венявского, некоторые из них до сих пор входят в репертуар скрипачей-виртуозов. И вот такая, не побоюсь этого слова, величина, объединив лучший опыт музыкальных столиц мира с наследием Венявского, дает концерты для взыскательной публики, а она действительно есть и в нашей южной столице. Илья Груберт будет выступать с нашим талантливым молодым скрипачом Аханом Меирбековым и с государственным симфоническим академическим оркестром Казахстана, дирижировать которым будет еще один молодой музыкант - Ербулат Ахмедьяров. По традиции, как и на всех концертах, устраиваемых под эгидой фонда "Коркыт", на этом еще раз будет продемонстрирована связь между музыкой тюркского народа и европейской классикой.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи