Опубликовано: 2200

Художник, что рисует мысль

Художник, что рисует мысль

Необычен и самобытен художник Олег Макеев - к такому выводу приходишь, впервые увидев его работы.

А еще невозможно поверить, что создатель удивительных сюрреалистических картин никогда не учился в художественном училище и впервые взял в руки кисть в возрасте …тридцати лет. В выставочном зале Жамбылского областного историко-краеведческого музея сегодня представлено всего пять живописных полотен, созданных Олегом Макеевым. Зритель останавливается у них надолго. Они притягивают глубиной мысли, мастерством исполнения и разительно отличаются от других картин, выполненных в привычных жанрах: реализм, станковая и прикладная живопись, авангард. Ярко выраженный сюрреализм редко можно увидеть на выставках, и еще больше удивляешься, когда выясняется, что автор еще ни разу не делал персональную выставку. Конечно же, мне очень захотелось с ним познакомиться, а он, в свою очередь, охотно согласился встретиться. Когда я вошла в небольшую квартиру Макеевых, больше похожей на мастерскую, там оказались гости - местные художники Сергей Назин и Владимир Наводничий. - Что вы, я не профессиональный художник, - сразу отмел Олег подготовленные мной вопросы по поводу образования. - Родился в Джамбуле, окончил школу, отслужил в армии, работал на суперфосфатном заводе. А в начале девяностых, когда зарплату платить перестали, примкнул к ребятам-художникам, которые открыли свою мастерскую по изготовлению мебели. Они эскизы готовили, а я плотничал. Такие замечательные вещи у нас получались! Наблюдая за тем, как рисуют его коллеги по мебельному цеху, Олег решил сам попробовать изобразить окружающий мир. Начал с рисунков простым карандашом - выходила графика, после перешел на цветные карандаши, затем на пастель. Увидеть эти рисунки мне не удалось - в период жестокой депрессии Олег собственноручно уничтожил их, о чем жалеет, но не так сильно, как его друзья. - Знал бы, сразу отобрал бы эти рисунки у Олега, - заметил по этому поводу Владимир Наводничий. - Там такие пейзажи были, загляденье… Стало понятно, что Сергей и Владимир неслучайно участвуют в разговоре. При всем таланте Олег оказался невероятно скромным человеком, которому затруднительно говорить о своем творчестве. Более красноречиво о художнике рассказывают его автопортреты: худой и очень серьезный человек, на чьем лице лежит печать озабоченности судьбой мира. Свои автопортреты Олег на стены маленькой квартирки не вывешивает, самые почетные места заняты другими работами: копия знаменитого автопортрета Ван Гога, "Время" (на холсте маслом изображены часы в виде мясорубки, превращающей все ценности в непривлекательное месиво), городские пейзажи (всем знакомые места в необычном ракурсе). И видно, как художник любит родной город, с каким теплом и трепетом относится к нему. Он любит писать деревья, и с болью говорит о неконтролируемой вырубке зеленых насаждений: - Никак не могу понять, чем помешали городским властям тополя и карагачи в центре? Город теперь какой-то голый стал, от солнца негде спрятаться. Он любит писать портреты своих друзей, как своеобразное признание в хорошем отношении к ним. И в любви к своей жене Оксане тоже признается, изображая ее маслом на холсте. И столько в этих картинах теплоты и нежности, что зритель невольно заражается ими, начинает улыбаться. Самые лучшие свои работы Олег создал после 2003 года. До этого времени он находился в поиске, а искать себя - невероятно тяжкий труд. Но он преодолел самые, казалось бы, непреодолимые преграды и благодарен всем, кто помогал найти место в жизни. Оказалось, что Олег не является и членом Союза художников РК. - Зачем? - спрашивает он. - Ничего мне это не даст… Действительно, зачем? Он уже создал около сотни картин, каждая из которых задевает зрителей, заставляет задуматься над смыслом существования. Он не продает свои работы, в основном дарит, а тратит на создание картин немало средств - кисти и краски нынче недешевы. И времени уходит немало, работает в свободное от службы время. Сейчас Олег трудится на одном из предприятий охранником, и можно сказать, что подходит для этой работы, так как неплохо владеет приемами восточных единоборств. В общем, весьма разносторонний и талантливый человек, находящийся в постоянном поиске истины… Этот поиск побуждает его к созданию картин, часто ставящих людей в тупик своей оголенной правдоподобностью. Грустный ангел, примостившийся на перилах балкона. - Это муза, которая посещает меня темными ночами, - объясняет Олег.
- А когда приходит желание писать сюрреалистические работы?
- Скорее, когда приходит депрессия: в личной жизни не ладится или вообще настроение неважное. В такие минуты спасает творчество. В конце девяностых, когда в городе не было тепла, света и газа, я выжил только благодаря живописи. Ничего не замечал. Может, тогда Оксане было очень трудно, а я так ничего перенес эти "темные времена".
"Темные времена" нашли свое место в творчестве Олега Макеева и сегодня напоминают нам о том, что не всегда жизнь так радостна и безмятежна, как на его пейзажах, где благоухает свежая зелень деревьев, греет солнце и ярко голубеет бездонное небо. Есть в ней место не самым лучшим человеческим качествам. И тогда на холст ложатся другие тона. Замызганная клеенка, на которой стоит недопитая бутылка "бормотухи", а рядом примостились луковица и ржаная булка. Все это освещает оголенная лампочка на проводе. Вот такая безжалостная реальность… Картины Олега очень любит смотреть его маленький сынишка Андрей, кто знает, может и он скоро возьмет в руки сначала карандаш, а потом кисти и краски… - Вас как-то поддерживает областное управление культуры? - интересуюсь у художников.
- А разве в городе есть еще такая структура? - удивились они.
- Конечно, есть.
- Не знаем, - ответил Сергей Назин. - Сейчас начинает возрождаться областной филиал Союза художников РК, его возглавила Гульбаршин Бектлеуова. А со стороны управления культуры мы никакой поддержки не видим. Нам даже негде выставлять свои работы на продажу. Вот в Алматы имеется так называемый Арбат, где художники продают свои картины. Конечно, там больше представлен ширпортреб, но и хорошие работы время от времени можно найти. В нашем городе и того нет, не то что художественной галереи. Мы выходили к городским и областным властям с предложением выделить и нам территорию под такой вернисаж. Ответа так и не получили. Раньше у нас была возможность выставляться не только в выставочном зале музея, но и в Доме творчества, который открыл тогда наш известный художник, заслуженный деятель искусств Мухамет-Умар Паншаев. Он располагался в здании бывшего детского сада. Но это здание нужно было содержать, охранять, платить аренду. В общем, из-за долгов пришлось продать это помещение. Сейчас в нем находится хлебопекарня. А мы, можно сказать, остались беспризорными. Вот так встречаемся иногда друг с другом, показываем свои картины, делимся находками.
А хочется ведь большего! Люди предпочитают чаще видеть хорошие работы местных художников, оценить свежесть и идей и полноту их таланта, нежели восхищаться предметами массового производства, штампами, насаждаемыми потребительским рынком. Каждое откровение дает понять, что красота никуда не ушла из нашей жизни, она затаилась на время, чтобы человек заскучал без нее и потом очень сильно обрадовался при встрече, которая рано или поздно состоится. Главное, искренне в нее верить… На фото автора - работа художника Олега Макеева От редакции: Вниманию молодых и не очень, профессиональных и начинающих художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства! Свои работы вы можете представлять и реализовывать на сайте http://art.extra.kz. Мы желаем вам успехов на творческом поприще!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи