Опубликовано: 70

Казахстан может лишиться единственного в стране яхт-клуба

Казахстан может лишиться единственного в стране яхт-клуба Фото - Место, где расположен яхт-клуб – это природная бухта, защищающая от ветров со всех сторон. Фото Ольги ЗОЛОТЫХ

“У акимата Актау хорошо получается только пластиковые тюльпаны высаживать”

Вместо яхт-клуба – вымощенная брусчаткой мостовая. Вместе с ним исчезнут и морские виды спорта и развлечений, о развитии которых чиновники громко говорят на всех совещаниях по развитию туризма в Актау.

В этом году яхт-клубу “Бриз” в Актау исполнится 55 лет, однако юбилей он может не отпраздновать. С каждым годом территория клуба уменьшается, а за последние 30 лет площадь участка сократилась вдвое. Еще в 90-х годах яхтсмены собственными силами отвоевали у моря несколько участков – их отсыпали. Но так как в генеральном плане города их не было (по плану это было море), то участки отобрали. На них позже разместили депо спасателей, а спустя 10 лет на другом участке расположился ресторан.

– Эта земля была изъята на добровольно-принудительных началах. Занимавший на тот момент должность акима города Серик Оспанов убедил членов яхт-клуба, что в случае добровольного отказа от части территории строения и оставшийся земельный участок узаконят, а все вопросы будут окончательно урегулированы. Кстати, наши ходатайства о том, чтобы оформить в собственность участок под яхт-клубом, акимат регулярно отклонял, а вот ресторану почему-то разрешили выкупить отсыпанный нами участок, – говорит заместитель командора ОО “Яхт-клуб “Бриз” Олег МОРОЗОВ.

В 2018 году на совещании по благоустройству прибрежной зоны аким области отметил, что необходимо снести яхт-клуб и все постройки на побережье до морского порта для продолжения проекта “Скальная тропа” и продления пешеходной зоны вдоль берега.

Был даже подготовлен проект, на котором вместо яхт-клуба “красовались” лишь шезлонги от солнца. Его-то и выставили на всеобщее одобрение в социальных сетях. Но акимат прогадал – горожане проект не поддержали, а выступили в защиту яхт-клуба. Тогда силами общественности его удалось отстоять. В тот год закончилась 10-летняя аренда участка. С тех пор акимат продлевал аренду всего на год.

– Нам начали ставить палки в колеса, каждый год акимат выдвигает какие-то новые требования. Первое – открыть проход через территорию яхт-клуба для всех желающих. Хотя он и так днем открыт, но акимату нужно было, чтобы территория была открыта и ночью. Здесь хранятся яхты, катера, подвесные моторы, навигационное оборудование – как можно оставлять его в ночное время открытым? Более того, регулярно в 6 утра появляются спортсмены и требуют их пропустить. И, если сторожа отказывают, а они у нас инвалиды (не всегда удается с ними договориться, один из них глухонемой), то сразу звонят и жалуются в акимат. И с утра командора уже отчитывают. Скорее всего, это засланные казачки, – отмечает Олег Морозов.

Второе требование акимат выдвинул в прошлом году. Оно касается ограждения. Его яхт-клубу приказали убрать.

– Но это требование противоречит законодательству нашей страны. Согласно ст. 47 Закона “О государственной границе Республики Казахстан”, пристани, причалы и пункты базирования маломерных самоходных и несамоходных судов должны иметь ограждение, исключающее возможность доступа на территорию посторонних лиц. А яхт-клуб – это пункт базирования. И это режимный объект, такой же, как и морпорт или резиденция Президента. Конечно, режим у всех этих организаций разный, но с точки зрения законодательства все они режимные объекты. И почему-то акимат Актау не настаивает на свободном проходе граждан через них. То есть акимат нам выставил противозаконное требование, – добавляет Олег Морозов.

Условие акимата и на этот раз было выполнено, большая часть ограждения была снесена, а здание было модернизировано по проекту, который был утвержден городскими властями. В январе яхт-клуб подал ходатайство о продлении аренды земельного участка, но ему отказали. Договор аренды истек 11 марта.

"Каждый год мы висим на волоске и каждый год нас припирают к стенке", – говорит командор ОО "Яхт-клуб "Бриз" Сергей КУЛЬКИН

– Когда был договор на 10 лет, мы что-то планировали, а как можно планировать на год? Как можно приглашать гостей, проводить мероприятия? Вот договор, в котором прописана дата – 11 марта, то есть уже сейчас мы незаконно находимся здесь! Нам говорят: вы не вписываетесь в проект! В чем проблема – ну впишите! Каждый год мы висим на волоске, и каждый год нас подпирают к стенке, – говорит командор ОО “Яхт-клуб “Бриз” Сергей КУЛЬКИН.

Причина непродления договора на аренду проста – местные власти решили продолжить Скальную тропу, а вот яхт-клуб в проект не вписывается.

Более того, этой зимой по приказу акимата были разрушены причалы местной ДЮСШ по парусному спорту. Отсюда отходили морские трамваи.

– Теперь и нас пытаются уничтожить. Мы – единственный яхт-клуб в Казахстане, который имеет действующий причал на Каспии. Других нет. Акимат в прошлые годы пытался сделать причалы, но ничего не вышло. А у нашего акимата хорошо получается только пластиковые тюльпаны высаживать и закладывать всё брусчаткой, – добавляет Олег Морозов.

У командора яхт-клуба есть предположение, что на эту землю кто-то уже положил глаз.

– Создается впечатление, что кто-то лоббирует чьи-то интересы. В 2018 году из столицы приехал человек, представился, что он из земельного комитета, и зондировал почву – всем говорил, что здесь дом будет построен. Я его послушал и выгнал. И начались с тех пор проблемы. Мы не знаем, откуда ноги растут. То ли здесь задумали жилой массив построить, то ли земля эта приглянулась, а возможно, и сам бизнес. А ведь никто не задумывался, что мы не ТОО и не имеем права распределять доходы среди наших членов клуба. Всё, что мы зарабатываем, мы вкладываем в строительство причала, провели водопровод, канализацию, – говорит Сергей Кулькин.

Другого места, удобного под стоянку яхт и катеров, нет в пределах 100 морских миль. Место, где расположен яхт-клуб – это природная бухта, защищающая от ветров со всех сторон. Конечно, в любом месте моря можно построить серьезные гидросооружения, но цена вопроса – миллионы долларов.

– Я понимаю, почему акимат не спешит продлевать аренду – если земля будет за нами, то допуск на территорию будет незаконным, а значит, чтобы что-то здесь делать, акимат должен изъять участок из нашего землепользования. Мы предлагали сделать дорожку в обход, ведь люди будут здесь гулять, а значит, им не нужно будет срочно срезать дорогу и идти напрямик. Но акимат уперся, что нужно сделать дорожку именно через яхт-клуб, – говорит Олег Морозов.

Не будет яхт-клуба – значит, не будет морского туризма и развлечений.

Сейчас на этой территории базируются секция сапсерфинга, вейкбординга, работает международный центр дайвинга, также услугами лебедок и причалов яхт-клуба пользуются аквабайкеры.

Кроме того, владельцы яхт и те, кто занимается их прокатом, платят налоги и дают работу нескольким сотням человек. А еще – это история города. Отсюда стартовали 3 кругосветных экспедиции. Один из путешественников – Александр ЛАВРИНОВ. В 2007 году на яхте “Чокан Валиханов” он вышел в первую казахстанскую кругосветку.

– Я пришел сюда 12-летним мальчишкой, и в этом году будет уже 50 лет, как я являюсь членом этого клуба. Душа болит от всего, что здесь происходит. Мне очень хочется, чтобы яхт-клуб продолжал существовать, чтобы здесь занимались яхтсмены, развивались различные водные виды спорта, ведь яхт-клуб неразрывно связан с историей города. Всё, что здесь есть, сделано исключительно силами энтузиастов. Я видел много аналогичных мест по всему миру, и они часто закрыты от всех, так как туда вложено много средств. Наш же клуб открыт для всех желающих, но и делать из него проходной двор – это неправильно, – считает Александр Лавринов.

Это единственный яхт-клуб в Казахстане, который имеет действующий причал на Каспии

Это единственный яхт-клуб в Казахстане, который имеет действующий причал на Каспии

В акимате так и не удалось добиться конкретного ответа на вопрос: что будет с яхт-клубом? Чиновники показывали проект по благоустройству прибрежной зоны, куда входит и яхт-клуб. Сейчас он на стадии рассмотрения ПСД, а затем его отправят на экспертизу. После этого начнется строительство продолжения Скальной тропы.

– По факту мы имеем право им отказать в продлении аренды, пока проект не защитился. Яхт-клубу было отказано в связи с тем, что в настоящее время разрабатывается проект по благоустройству прибрежной полосы. Возможно, им не продлят аренду на основании и этого проекта. Им нужно будет сократить территорию. Насколько, пока неизвестно, кроме того, яхт-клуб должен обеспечить проход. А они там себе кафе сделали, спокойно шашлыки жарят, а народ должен обходить. Мы сейчас дожидаемся результатов экспертизы, которая расставит все точки. Никто им не говорит: верните этот земельный участок. Мы уже давно направили бы в земельную инспекцию письмо на арендатора, который на сегодняшний день без соответствующих прав использует этот участок, – рассказали в городском акимате.

Теперь яхтсмены просят у общественности Казахстана содействия в сохранении единственного в стране морского яхт-клуба.

АКТАУ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи