Опубликовано: 1086

Казахстан как главный друг и партнер

Казахстан как главный друг и партнер

Отношения Казахстана и Кыргызстана носят, как известно, особый характер. РК для КР является, пожалуй, самым лучшим другом в регионе Центральной Азии.

Наши республики связывают, в том числе и тесные экономические связи. Как известно, отношения "не очень" складываются с другими братскими республиками. Отношения Кыргызстана и Узбекистана, мягко говоря, натянуты как струна. С другими республиками также не отмечается "плодотворного сотрудничества". Вероятно, в силу примерно равно низкого экономического развития. Россия с Америкой находятся далековато, и не особо спешат приводить свой бизнес в эту республику. Так что, кыргызской администрации рассчитывать приходится на своего самого ближнего соседа. Внешняя политика временной администрации КР началась с визита и.о. главы государства Курманбека Бакиева в Казахстан. Президент Назарбаев принял делегацию "очень радушно в братском Казахстане", как отметили наши кыргызские гости. Вместо отпущенного часа, встреча проходила час сорок. За это время удалось обсудить "широкий круг вопросов". К радости кыргызской делегации, все обсуждаемые вопросы и проблемы нашли понимание у президента Назарбаева. По утверждению кыргызской стороны, обсуждаемые вопросы касались предоставления Казахстаном разнообразной помощи в различных областях: гуманитарной, экономической, законодательной. В частности, предоставления благоприятных условий для транзита кыргызских грузов в Казахстан и вдоль его территории. Во-первых, речь шла об отмене разрешительной системы на транзит грузопотока. Во-вторых, отменен порядок предварительного депонирования для пересечения территории РК. В отношении кыргызских грузов, следующих по железной дороге, будут применяться тарифы как для отечественных грузов, а не товара из дальнего зарубежья. Казахстан предоставит квоты по поставке авиакеросина. Киргизия, как известно, находится в зависимости от Казахстана по части горючки. Кроме того, кыргызская сторона призывает Казахстан создавать совместные предприятия. Блочных вопросов для обсуждения есть несколько. И основные из них, как не крути, - инвестиции политические и финансово-экономические. Стремление временной администрации избавится от приставки и.о., очевидно для многих, если не для всех. Следовательно, команде Бакиева жизненно важно заручится поддержкой Казахстана на предстоящих выборах. Почему Астане важно оказывать поддержку Бишкеку?! Хотя бы, наверное, для того, чтобы снять некоторый накал страстей и предотвратить период нестабильности в регионе. А в первооснове лежит присутствие казахстанского капитала в соседней республике. Возможна ли нестабильность в Казахстане, задаются вопросом многие. И многие отвечают: "нет". По сравнению с Узбекистаном и Туркменией, в Казахстане режим относительно либеральный и терпимый без излишних заносов восточного тоталитаризма (если не учитывать обвинений и выпадов наших оппозиционеров в адрес власти). РК это, конечно же, не КР, но что-то общее здесь есть. К примеру, либерализм. И опыт же Киргизии показывает, что революция произошла при относительно свободном политическом режиме. Если поставить вопрос ребром о возможности революции в Казахстане, трудно дать однозначный ответ. На фоне 15 млн. человек, наверное, можно найти 50 или 100 тысяч недовольных. К примеру, доставить бедное и злое сельское население из депрессивных районов. Основным козырем кыргызской стороны на переговорах, наверное, явилось заверение о защите казахстанских и зарубежные инвестиций после происшедших событий. Ведь новая временная администрация активно пропагандирует привлечение иностранных инвестиций. Всем остальным простым смертным обещают, что порядок будет налажен - и на озеро Иссык-Куль можно будет ездить без страха. В Бишкеке, вероятно, перепугались также, как и в Алматы за дорогу к этому горному озеру. Ведь оно, как всем известно, является мощным источником доходов. Хотя кыргызские власти никак не могут до сих пор справиться с массовыми поборами со стороны местных гаишников и прочих блюстителей порядка, которые занимаются вымогательством с алматинцев и других немногочисленных иностранцев на подступах к здравнице. И.о. вице-премьера кыргызского правительства Данияр Усенов заверил, что сегодня в республике "ведется жесткая борьба с коррупцией". Братские Казахстан и Киргизию объединяют не только озеро Иссык-Куль, но также и экономические отношения. К примеру, в КР из 20 местных банков свой бизнес ведут пять казахстанских: "Казкоммерцбанк", "Халыкбанк", "АТФ", "Темирбанк" и "БТА". Что самое интересное, именно эта пятерка занимает 80% банковского рынка. Им принадлежит примерно 70% все полученной прибыли. Одним из лидеров промышленных предприятий КР является камский цементно-шиферный комбинат. В прошлом году он выплатил своим акционерам дивиденды на сумму около $4 млн. Казахстанская частная компания "Азия Цемент" инвестировала в этот завод около $20 млн. "Азия Цемент" в этом году планирует увеличить производство на 35%. В отношении бизнеса, 200 крупных кыргызских компаний приносят 70% прибыли в местный бюджет. Данияр Усенов сказал, что власти намерены оградить эти компании от лишних контрольно-надзорных проверок. Иными словами, дать "свободно дышать". В отношении инвестиций в добывающие отрасли, по подтвержденным данным, запасы золота в Киргизии оцениваются в $12 млрд. Общий объем электроэнергетических ресурсов составляет 14 млрд. кв/ч, не считая вопросов водного регулирования. Сегодня в правительстве Киргизстана будет составлен список наиболее успешных казахстанских и киргизских предприятий - лидеров отраслей для дальнейшего сотрудничества. Основным препятствием для притока инвестиций в республику была повальная коррупция. Вымогали даже с владельцев мелких столовых. Но сегодня ситуация изменилась. И коррупционеров удалось-таки победить. И.о. вице-премьера сказал, что у Казахстана в Киргизии есть целый ряд интересов. К примеру, золотодобыча, гидроэнергетика и водное регулирование, транспортные коридоры и сообщения и т.д. Данияр Усенов сегодня отвечает за сферу отношений между КР и РК, встречает и провожает высокие казахстанские делегации на уровне глав ведомств. Не так давно Киргизию посетила делегация во главе с министром Владимиром Школьником. КР, как известно, находится в зависимости от Казахстана по поставкам ГСМ. Недавнее незначительное увеличение стоимости дизеля и бензина в Киргизии вызвало забастовку водителей маршруток. Казахстанских водителей и других потребителей горючки, как известно, тоже лихорадит от местных бензиновых королей, но это тема уже другого материала. Просто здесь мельком проскочила мысль о том, что повышение цен на ГСМ может спровоцировать массовые волнения. Похоже, что местные политики "это как-то недооценивают", допуская рост цен на горючку. В Киргизии массовые волнения по горючке произошли еще после свержения верховной власти. Вообще, события в Киргизии опровергают тезис "о неуправляемости толпы". У нашего соседа, по оценкам экспертов, "толпа была даже очень управляемой". Об этом говорит тот факт, что на главной площади в столице громили и грабили не все магазины и универмаги, а только "выбранные" по чьему-то велению. Бомбили даже те, которые не были видны, потому что находились в глубине дворов. Зато толпа не трогала некоторые магазины, которые находись, что называется, перед носом. Это тем более странно, что кыргызы считаются "спокойным народом", и на бунт не пойдут, даже если будут умирать от голода, холода и нищеты, что собственно и наблюдалось во время правления Аскара Акаева. Если новая власть не сможет наладить баланс интересов среди влиятельных групп и кланов, острый конфликт и разногласия будут продолжаться неизвестно сколько времени. При этом можно было бы затянуть гайки до упора по узбекскому и туркменскому способу, задушив всякий бунт на корню. Но, с другой стороны, от накопившегося давления котел тоже может не выдержать и взорваться. Что касается экономического курса временного правительства, в Киргизии до конца года надеются провести кампанию по налоговой амнистии, списания долгов, которые накопились в период 1990-х годов как балласт. Схема амнистии будет строиться по тому принципу, который использовали не так давно в Казахстане. В будущем кыргызы хотят провести кампанию по легализации капиталов. Временное правительство намерено провести ряд реформ в налоговой сфере, отменить ряд антирыночных налогов, к примеру, на ЧС, автодороги. Планируется ввести дифференцированный порядок налогообложения на землю и имущество, снизить налоги на прибыль и подоходный. А потом разобраться с социальными выплатами. По большому счету, преследуется цель по выводу кыргызской экономики из тени. Именно антикризисный экономический план должен предотвратить массовые волнения в будущем. Этот план развития может явиться козырной картой в налаживании баланса в отношениях между местными кланами. Но, к сожалению, о деталях этого плана не говорят, хотя надо говорить во всеуслышанье. С другой стороны, создание какого-либо четкого плана до выборов может не иметь никакого значения. В тоже время, этот план развития мог бы стать хорошей предвыборной картой, оружием в руках пиар-кампании. Что должен включить в себя этот антикризисный план? Всего несколько пунктов. Но эти пункты очень масштабные! Во-первых, развитие (бизнес) инфраструктуры, производства и стимулирование предпринимательства, частного сектора с целью оперативного увеличения рабочих мест. Во-вторых, этот план мог бы предусмотреть установление экономического баланса между кланами. Одним из пунктов, который декларирует команда Бакиева, это ставка на привлечение иностранных инвестиций. Звучит, конечно, заманчиво. Но тут есть один негативный момент. Иностранные инвестиции - это, как правило, преследование интересов иностранцев и чужих компаний. Определенно, самой Киргизии что-то перепадет от иностранной предпринимательской деятельности. Однако рискую повториться, по большому счету, без четкого антикризисного экономического плана развития, без реализации интересов самого государства как общества, а не как правительства, иностранные инвестиции много не дадут. Наверняка, Аскар Акаев также ратовал за привлечение иностранных инвестиций, однако страна от этого богаче не стала. По словам представителей новой власти, инвестиции не шли в страну по причине повальной коррупции. Бюджет республики был и остается микроскопическим - 360 млн. долларов. Внешний же долг страны составляет 1 млрд. 800 млн. долларов. Сумма внешнего долга даже больше, чем ВВП страны. Сегодня ведутся переговоры с парижским клубом кредиторов о реструктуризации кыргызского долга в части списания $500-600 млн. Чиновничий аппарат в Киргизии за последнее время увеличился чуть ли не вдвое. Для содержания такого количества кадров необходимы финансовые ресурсы. Поэтому в секторе госслужбы будут проводить массовую аттестацию на выявление функциональной профпригодности с точки зрения рыночных отношений. Во избежание ажиотажа вокруг имущества экс-президента, выпущен специальный указ и.о. главы государства и создана специальная комиссия, которая займется изучением этого вопроса, а также вопросом охраны, поиска настоящих владельцев собственности с целью предотвращения массового расхищения. На переговорах с президентом Назарбаевым также поднимался вопрос о недвижимости, которая принадлежала еще КазССР. Речь шла о возврате пансионатов на побережье Иссык-Куля. Скорее всего, казахстанские пансионаты вновь обретут бывшего владельца. Взамен казахстанские банки инвестируют в строительство пансионатов на побережье порядка $10 млн. Кыргызская сторона только приветствует такое сотрудничество. И.о. вице-премьера подписал договор с казахстанской стороной о реконструкции газопровода. Проект признается выгодным для обеих сторон. Нужно сказать, что в бытность Акаева стороны никак не могли договориться. Кроме того создано предприятие, которое ведает строительством параллельной газовой ветки. Новое временное правительство уделило внимание и строительству жилья. В стране принята программа ипотечного жилья, на которую выделено 500 млн. сомов. И.о. вице-премьера подчеркнул, что это является достаточно крупной суммой для кыргызского госбюджета. Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru

[X]