Опубликовано: 1800

Историческая роль СНГ и новые модели интеграции

Историческая роль СНГ и новые модели интеграции

Известный российский политик подтвердил важность интеграционных процессов по линии ЕврАзЭС.

То, что говорил первый заместитель главы правительства России Дмитрий Медведев на своем выступлении перед студентам Казахского Национального Университета, он мог сказать только в Казахстане. В рамках своего визита в Казахстан г-н Медведев прочел студентам КазНУ лекцию по международному праву. Хотя и косвенно, но в ней оказалось немало взглядов и оценок и на международную политику. Они тем более интересны, что прозвучали из уст человека, о котором в России распространено мнение что он - весьма вероятный будущий преемник нынешнего президента. Принципиально нового сказано в стенах КазНУ ничего не было, но это как раз и важно: фактически была подтверждена преемственность тех политических линий, что складываются в последние годы в постсоветском пространстве, инициаторами их, как правило, выступают Казахстан и Россия. Напомнив слова Владимира Путина, сказанные еще шесть лет назад во время визита в Астану о том, что отношения между Россией и Казахстаном опираются на исторический сложившиеся дружественные связи народов наших стран, что мы по-прежнему доверяем друг другу и стремимся развивать наше сотрудничество, г-н Медведев заметил: - Сегодня правоту этих слов подтверждает и растущий российско-казахстанский политический диалог, и продвижение партнерства по всем ключевым направлениям нашей жизни. В том числе и в рамках существующих сегодня интеграционных структур. Первый вице-премьер России отдал должное исторической роли СНГ. Содружество "выполнило целый ряд стратегических задач; например, была завершена трансформация бывших советских республик в самостоятельные государства, сохранена основа для их широкого и многопланового взаимодействия. Но многие задачи выполнены не были". Такой характеристикой была подтверждена та позиция, которую официальная Москва уже некоторое время озвучивает в отношении СНГ. Поэтому, продолжил г-н Медведев, ряд стран-участниц СНГ проявило готовность к тому, чтобы ускорить объективно назревшие интеграционные процессы. - При этом удачно, весьма удачно, на мой взгляд, был использован и мировой опыт. И, прежде всего я имею в виду ЕврАзЭС, - заметил он. ЕврАзЭС давно позиционируется в России как более удачная модель интеграции, нежели СНГ, в котором назрели и субъективные, и объективные проблемы. Это, наверное, все больший отход от СНГ таких стран как, в первую очередь, Грузия; несколько медленнее, но неясными перспективами в том же направлении делает движения Украина, а если такое случится с ней, то и Молдова не станет ждать. - В этом году сообщество отметило два небольших, но важных юбилея. Десять лет с момента начала более глубокого интеграционного объединения ряда стран СНГ и пять лет с момента юридического оформления этих отношений. Напомню, что 29 марта 1996 года между Белоруссией и Казахстаном, Киргизией и Россией был заключен договор об углублении интеграции в экономических и гуманитарных областях. В нем было четко сформулирована цель создания в перспективе сообщества интегрированных государств путем поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере, в иных областях, при соблюдении суверенитетов сторон. Договор также предусматривал координацию деятельности этих государств в области внешней политики, международной безопасности, охраны границ, законодательства, борьбы с преступностью. Однако, практика реализации этого документа показала, что дальнейшее эффективное продвижение по этому пути возможно только при наличии четкой организационной структуры, обеспечивающий обязательность выполнения ранее принятых решений, - четко обрисовал ретроспективу этого направления интеграционного процесса российский политик. Не случайно, видимо, прозвучало упоминание стран-основательниц этого процесса. Роль их всех в интеграционной динамике ЕврАзЭС велика. Однако, если можно так сказать, конфигурации несколько разные. Белоруссия и Россия имеют, как известно, свой формат интеграции - создание Союзного государства. Там есть свои плюсы и минусы, своя динамика и, наоборот, проблемы. И, похоже, что этот формат определенным образом не без сложностей влияет и на интеграцию в ЕврАзЭС. Киргизия всегда поддерживает все интеграционные инициативы, но объективно - это не самый сильный игрок в этом процессе. Так же как и Таджикистан. Отсюда закономерен вывод об особой роли Казахстана и России в процессе интеграции в ЕврАзЭС. Именно они остаются двигателями этого процесса. Отсюда, в том числе, и частое взаимное российско-казахстанское подчеркивание роли друг друга в этом формате интеграции. Не случайно г-н Медведев заметил, что хочет "особо отметить, что одним из главных идеологов и инициаторов формирования единого евразийского пространства, его реализации в формате ЕврАзЭС был Нурсултан Абишевич Назарбаев". Констатировав политическую приверженность России курсу на интеграцию на постсоветском пространстве в теснейшем сотрудничестве с Казахстаном, г-н Медведев выступил уже не только как политик, но и юрист, заметив, что "в рамках ЕврАзЭС открываются новые возможности для формирования единого для наших стран правового образовательного пространства", и где говорить об этом, как не в стенах КазНУ. - Это пространство может быть создано и на основе согласованной системы стандартов юридического образования, и, в принципе, на том, чтобы выпускникам наших высших учебных заведений трудоустраиваться в любой стране Сообщества. - Для более полного информационного обеспечения интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС нам необходимо и единое правовое информационное пространство. В его основу должны быть положены новые информационные технологии, новые продукты, новые услуги. В частности, с использованием и спутникового телерадиовещания, и унифицированной сети приемных станций, тех возможностей, которые сегодня предоставляет высокоскоростной доступ в сеть Интернет, - заявил г-н Медведев. Это замечание также весьма важное, ведь речь идет, фактически, о формировании не только образовательного, но и информационного и культурного пространства. То есть тех важных аспектов, которыми дополняются базисные политические настройки интеграционных структур. И, напомним, главная политическая важность события и сделанных заявлений в том, что сделаны они очень перспективной политической фигурой России.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи