Опубликовано: 1900

Фестивальный вояж: с парадного входа - на пожарную лестницу?

Фестивальный вояж: с парадного входа - на пожарную лестницу?

Уже все СМИ и критики подвели итоги 5-го ежегодного кинофестиваля Евразия, который на этот раз состоялся в городе Астане. Пришла пора собрать воедино все мнения и оформить окончательное резюме.

Почему Астана? По причине того, что город находится ближе к Европе, а значит, точнее отображает и символизирует синтез киноидей Европы и Азии. Победителям вручили призы, взяли автографы у почетных гостей-звезд мирового кинематографа, среди которых самой яркой была французская актриса Изабель Аджани. Однако все стандартные фразы из пресс-релизов оргкомитета кинофестиваля не дают представления о том, на каком уровне сейчас наш кинематограф, как он развивается и насколько интересен нашим соотечественникам. Подобным взглядом извне с нами поделился Андрей Черненко, член Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, участник МКФ "Евразия". Начнем, пожалуй, с банального вопроса - об отличительных чертах кинофестиваля-2008 в сравнении с предыдущими. Во-первых, из-за смены руководства киностудии "Казахфильма", у нового руководителя Ермека Аманшаева осталось всего три месяца на его организацию, поэтому то, что было изначально запланировано, осуществилось, в лучшем случае, на треть. Так, заявлялся большой список гостей, звезд мирового кинематографа, сначала обещали 15 иностранных гостей, потом 8, потом 5, а в конечном итоге из всех обещанных приехала одна Изабель Аджани. Во-вторых, в этом году организаторы решили сфокусировать внимание на центрально-азиатском кинематографе, а фактически лишь 4 страны участвовали в конкурсной программе, потому что Туркмения отказалась от участия по внутренним и политическим соображениям. В-третьих, сами жители столицы оказались тоже не очень готовы к фестивалю, очевидно сказалась слабая реклама предстоящего мероприятия - блеклые постеры и небольшое количество билбордов по городу. Хотя другая полиграфическая продукция, предназначенная для участников - специальные журналы, диски со всеми фильмами конкурсной программы и зарубежными фильмами фестиваля этого года, - была хорошо продумана и исполнена организаторами. Место встречи - Астана Похоже, что фестиваль сменил "прописку" не только на этот год. По прогнозам самих устроителей в последующем Астана станет постоянным местом его проведения. Насколько это позитивный момент для МКФ "Евразия"? Конечно, в плане инфраструктуры - это неплохо. Все-таки Астана располагает и залами, и роскошными дворцами для церемоний, но есть другие критерии любого фестиваля, которые в одночасье не построишь и не приобретешь ни за какие деньги. К одним из них относится наличие элиты, или высококультурного и взращенного на таких мероприятиях зрителя. Андрей Черненко отмечает большой интерес зрителей к долгожданному фильму Мустафы Шокая. "В зал, рассчитанный на 600 мест, пришло 1500 зрителей. Все буквально стояли на головах". Открытие и закрытие было во Дворце Мира и Согласия, которое именуется Пирамидой. Но, к сожалению, звук плохо отстроили. Фильмы открытия фестиваля "Тюльпан" и закрытия, который получил Гран-При, - "Прощай, Гульсары", - продемонстрировали с ужасным звуковым сопровождением, что, в принципе, абсолютно недопустимо при организации международных показов фильмов. "Жителей Астаны нужно долго готовить, прежде чем они поймут, что такое фестиваль. На открытии было всего 300 человек, и когда мы досматривали как по дорожке идут последние участники, "массовка" просто разбегались, что говорит о том, что даже этих 300 заставили прийти. В Алматы же пришло бы как минимум тысяча человек. В 1998 году, когда проводился первый фестиваль, у Дворца Республики собралось десять тысяч", - добавляет А. Черненко. Еще одна особенность астанинского зрителя: на новые казахстанские фильмы и ленты прошлых лет люди шли, а вот на западных в залах собиралось от 3 до 20 человек, причем неважно - корейское, японское или американское показывали кино. Видимо голливудское кино уже так приелось казахстанцам, что, услышав любую западную страну-производителя, все чураются ее фильма, считая очередным широко разрекламированным, но сделанным "под копирку" блокбастером, и пропускают его. "Поэтому когда нам сказали на закрытии, что 18 кинотеатров Астаны посетили за дни показа фильмов Евразии 28 000 человек - это, конечно, было хорошенько преувеличено", - заключил А. Черненко. Гости фестиваля Может, тогда фестиваль удивил именитыми гостями? Михаил Пореченков привез свой фильм "День Д" (римейк "Коммандо"), где выступил впервые как режиссер, Валерий Николаев приехал с фильмом "Медвежья охота", который он уже показал на фестивале "Звезды Шакена-2007", приехала Рената Литвинова и Ирина Муравьева, хотя 2 года назад она уже была в качестве гостя на фестивале в Алматы. Американский актер и режиссер японского происхождения Кери Хироюки Тогава также уже во второй раз посетил фестиваль. То есть, составом гостей организаторы не поразили. Хотя, возможно, для столицы это было интересно. Однако на пресс-конференции практически никто не ходил. А на пресс-конференцию по теме "Новая волна казахского кино" с двумя режиссерами: Рашидом Нугмановым, который живет во Франции и Амиром Каракуловым, который сейчас в России, вообще пришло пять журналистов. "Просто не интересны им обсуждения новой волны казахстанского кино с 1988 по 1998 гг, вот кино посмотреть, пожалуйста", - говорит А. Черненко. По мнению нашего алматинского кинематографиста, единственным сюрпризом стал приезд Изабель Аджани. "Ей надо отдать должное, она общалась долго и с представителями СМИ, и на церемонии вручения приза, скомкав заранее приготовленную речь, сказала своими словами и от души причем так, что в зале встали и хлопали несколько минут. Она - не закостеневшая актриса, как, например, Катрин Денев, которая тоже к нам приезжала и предстала в амплуа некой снежной королевы. В то время как Аджани больше подходит образ ученицы. Причем она так и заявила, что себя ощущает вечной ученицей и не перестает учиться у великих, включая своих коллег. Например, она сказала, что прислушалась к совету Жерара Депардье, который был уже здесь и отзывался о Казахстане как о стране с приветливыми и хорошими людьми. Она изумительно молодо смотрится и на вопрос "Как удается в 53 года так выглядеть?", несмотря на свой приличный опыт общения с публикой, порозовела как девочка, еще не разучилась смущаться! Это не было актерской игрой - у нее были сначала испуганные глаза, а потом, поняв дружеский настрой аудитории, актриса успокоилась. Хотя подчас столичные журналисты своими вопросами, заставляли краснеть не только Аджани, но и других, более "вменяемых" журналистов. Например, зачем вдаваться в подробности личной жизни актрисы и просить ее перечислить всех своих детей, мужей и любовников? Или другая журналистка озвучила свой вопрос: "Как вы относитесь к пластической хирургии?". Опять мы возвращаемся к уровню образованности и культурности журналистов, на уровне дремучей провинции об этом говорят и местные газеты "Утро Астаны", "Целина" - всех их объединяет слабая верстка, слабые материалы, неинтересная подача информации, - считает Андрей Черненко. Призеры Из всех привезенных фильмов конкурсной программы с нашими казахстанскими фильмами мог конкурировать только "Неизвестный маршрут" (Кыргызстан), узбекские фильмы были очень слабыми на троечку, а таджикские и того меньше - на двойку, если оценивать по пятибалльной шкале. Поэтому призы получили казахстанские фильмы и специальный приз - "Неизвестный маршрут" (Кыргызстан) режиссера Кемира Бикназарова. Об этом фильме хочется рассказать подробнее. Это аллегорическая трагикомедия о Киргизии, которая представляется в виде автобуса. Президент - это водитель автобуса, потом его выгоняют из-за того, что он проворовался, и на его место определяют другого. На протяжении фильма аплодировали раз восемь, так как очень четко были подмечены и обыграны типичные сюжеты киргизской реальности. Но иностранные профи из жюри его не поняли, когда вставали и уходили посредине фильма. Поэтому Гран-при присудили фильму "Прощай, Гульсары" (Казахстан) режиссера Ардака Амиркулова. Картина снята абсолютно в советском стиле, здесь все обозначено, и не нужно напрягаться, чтобы понять ее главную идею. По словам А. Черненко, немалую роль в решении жюри сыграл 80-летний юбилей Чингиза Айтматова, по повести которого снят этот фильм, и тот факт, что в этом году писатель ушел из жизни. Приз за лучшую режиссуру получил фильм "Вдвоем с отцом" (Казахстан) режиссера Данияра Саламата. Актера Бахытжана Альпеисова, сыгравшего отца, наградили Призом за лучшую мужскую роль. Приз за лучшую женскую роль получила актриса Ирина Агейкина, сыгравшая в фильме "Песнь южных морей" режиссера Марата Сарулу из Киргизии. Это совместный проект четырех государств (Казахстан-Россия-Германия-Франция). Но в нем чересчур заметно было расхождение с начальным замыслом, который центральной идеей планировал дружбу между разными народами, но режиссерским решением почему-то стал показ ее через избиения и грубые ругательства. Оргкомитетом вручались и другие призы, например, за выдающийся вклад в историю мирового кинематографа, который получили Майкл Фицджеральд (США) и Болотбек Шамшиев (Кыргызстан). "А вот впервые на кинофестивале был учрежден Приз зрительских симпатий, который получил фильм "Рэкетир" режиссера Ахана Сатаева. И это несмотря на то, что о нем говорили как о низкопробном кино для тупых, который был снят на частной киностудии. Кроме того, фильм доказал, что наше кино может быть прибыльным. Фильм за прокат и за выход на DVD заработал 3 млн долларов, а затраты на него составили - 800 000 долларов", - говорит А. Черненко. Фильм-миф Фильм "Мустафа Шокай" не получил никакого приза, однако о нем хочется тоже рассказать, так как многие казахстанцы его с нетерпением ждали около 4 лет. Актеры сыграли замечательно. Однако, по словам Андрея Черненко, в фильме не была соблюдена историческая точность. "Например, в одном из эпизодов, где действие якобы происходит в одном из лагерей в Польше, местность должна быть равнинная. Однако снимали в Казахстане, и внимательный зритель сразу бы узнал Капчагайские обрывы. Или кадр с концлагерем Освенцим на территории Польши. В 1941 году он уже был не просто захудалый концлагерь, а целая фабрика смерти, немцы застроили всю территорию целым комплексом из 18 зданий с 8-ю подъездными путями. А в фильме показывают какие-то 2 несчастных сарая за колючей проволокой. И таких проколов достаточно, чтобы фильм начал разваливаться как сырой пирог. Хотя актеры сыграли отлично: Азиз Бейшеналиев (киргизский актер в роли Мустафы Шокая), который опять-таки к концу фильма был намного худее настоящего Мустафы Шокая, что можно было с помощью костюмов исправить, и Карина Абдуллина (в роли Марии Горской - жены Мустафы Шокая). Самое обидное, что режиссер фильма Сатыбалды Нарымбетов - известный казахстанский режиссер. Он снимал прекрасные камерные фильмы, такие как "Жизнеописание юного аккордеониста", "Молитва Лейлы", - и просто взялся не за свое дело. Масштабную картину на таком же высоком уровне у него не вышло снять. То же взятие Коканда было показано исторически неверно. По фильму получается, что его захватили русские войска, из-за чего фильм получается не антисоветский, а антирусский. Но здесь винить одного режиссера было бы несправедливо, так как сценарий писали три человека, и каждый тянул в свою сторону". Кроме того, стоит отметить зарубежный приз международного некоммерческого фонда NetPac, который присуждается за продвижение фильма на азиатском рынке. Такой Приз получил фильм "Вдвоем с отцом". Иными словами, он появится на рынках 14 азиатских стран, вошедших в NetPac, хотя в ней не замечены такие крупные производители фильмов как Индия, Китай, Пакистан, Япония и Иран. Таким образом, фильм попадет в прокат в небольшие азиатские страны, но там не очень-то смотрят наше кино. Поэтому, скорее всего, приз имеет номинальное значение, чем несет какое-то реальное содержание. Но в чем тогда смысл громких мероприятий, если фильмы-призеры остаются в памяти в основном только у профессионалов, а простому обывателю, который по какой-либо причине пропустил день показа, они позже недоступны? И что самое важное: у создателей фильмов нет стимула, нет даже капли надежды, что их сюжеты и работа не только будут оценены призом жюри, но полюбятся согражданам и смогут как-то повлиять на кругозор, поведение и жизнь рядовых казахстанцев. Речь идет об отсутствии полноценного проката отечественных фильмов. "В Казахстане все кинотеатры частные, которые не заинтересованы в прокате казахстанских фильмов по причине малой рентабельности. Кроме того, у нас нет до сих пор Закона о кино, и председатель Союза кинематографистов Игорь Вовнянко сказал, что Закон о кино приниматься не будет, будут две поправки к закону о культуре. Но они ничего не дадут. Частные кинотеатры будут отказывать в прокате отечественного кино, пока их не обяжут это делать. Ведь дело доходит до смешного: наши фильмы получают призы на международных фестивалях, а их не хотят ставить в общее расписание. Закон о кино существует в России с 1997 года, т.е. снимается налог с тех, кто продюсирует кино, поэтому у них столько сериалов и фильмов. Фестиваль - это хорошо, но фильмы после показа должны получить право быть показанными массовому зрителю в прокате. А у нас за все время в прокате появился только один фильм, снятый в Казахстане, "Кочевник"", - говорит Андрей Черненко. На фото: рабочий момент съемок фильма "Прощай, Гульсары!"

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи