Опубликовано: 2500

Есть ли свет в конце квитанции?

Есть ли свет в конце квитанции?

Споры о том, откуда в счете за электроэнергию за июнь такие большие суммы, не утихают до сих пор. Почему киловатт-часов в два раза больше, чем обычно? Откуда долги у добропорядочных плательщиков? И когда все это закончится?! Караван.kz удалось найти ответы на все вопросы.

Страсти вокруг июньской квитанции Возвращаясь как-то вечером домой, я обратила внимание на оживленную дискуссию, которую вели на лавочке у подъезда соседки-пенсионерки. Доносившиеся до меня обрывки фраз наводили на мысль, что кого-то ограбили. Все оказалось не так - бабушки тщетно пытались проникнуть в тайны полученных квитанций за электроэнергию. Праведный гнев вызвала указанная сумма - по словам соседок она была в несколько раз больше, чем обычно и это при том, что все они оплачивают счета с завидной пунктуальностью. Моя попытка помочь им разобраться немедленно потерпела крах, разбившись о железное "Нас обманывают!". Первое чувство, которое захлестнуло меня, была жалость к соседским бабушкам. А второе - недоумение. Придя домой, я посмотрела на свою квитанцию за июнь и цифры, которые я там увидела, показались странными. Вспомнив о том, что я журналист, и в нашей специальности есть такая замечательная вещь, как журналистское расследование, я твердо решила показать все, что скрыто и вывести всех на чистую воду. Первым делом зашла на официальный сайт. Почитав блог Михаила Гамбургера, поняла, что много нас таких, как я и соседские бабули, которые не поняли, откуда у квитанции суммы растут. Порадовало, что в блоге не только вопросы, но и ответы, вникнуть в которые получилось, если не с первого, то уж со второго раза точно. Нашелся на сайте и телефон Контакт-центра, который, как уверяет АлматыЭнергоСбыт, работает круглосуточно. Потребовать объяснений по телефону не удалось - непонятливых потребителей с телефонной трубкой в руках, похоже, оказалось еще больше, чем в Интернете. Можно было бы, конечно, дождаться полуночи, когда поток звонящих немного схлынет, но я решила пойти в ближайший офис АлматыЭнергоСбыта лично. Говорить о том, что я журналист, не стала - нужно было разобраться во всем как обычному потребителю. Вникать пришлось долго… С первого раза в объяснениях сотрудницы компании единственными знакомыми словами мне показались только "счет" и "июнь". Чтобы понять остальное, пришлось потратить как минимум полчаса. Платить по всем счетам - В квитанции за июнь указано среднее потребление более, чем за один месяц. В вашем конкретном случае, это 76 дней, - терпеливо объясняла мне сотрудница АлматыЭнергоСбыта. - Я плачу каждый месяц! Так что, с каких пор у нас в месяце стало 76 дней?! - Это не за месяц, а за два с половиной. - Как за два с половиной, если я плачу каждый месяц?! - Потому что здесь начислена оплата с 15 апреля по 30 июня. - Откуда там взялся апрель?! - по реакции девушки было похоже, что такой диалог происходит не впервые. Эмоции ощутимо накалились, а в таком состоянии очень трудно воспринимать информацию, даже самую простую, не говоря уже о малопонятных гуманитарию вычислениях. Обстановку пришлось разрядить заявлением о том, что я - классическая блондинка из анекдотов, просто перекрашенная, а потому разговаривать со мной нужно предельно простыми фразами. Кажется, до меня блондинки в АлматыЭнергоСбыт уже приходили… Девушка вооружилась бумагой и карандашом и попыталась изобразить схему начисления платежа на уровне наскальных рисунков. Я тут же почувствовала себя Даной Борисовой, но зато начала понимать, о чем звук. Придя с квитанцией в банк в июне, я была абсолютно уверена, что плачу за тот свет, который "сожгла" с 15 мая по 15 июня. Ничего подобного. Черным по белому в графе "последние показания" стояла дата "15.04". Дата оплаты, как мне пояснили - до 30 июня. С 15 апреля по 30 июня - 76 дней, два с половиной месяца, причем неоплаченных. (У нас показания снимали 15-го числа, у бабули из соседнего дома - 10-го, у всех по-разному). А за что же я тогда платила в мае? Оказывается, не за май, а за период с 15 марта по 15 апреля. А с 16 апреля по 31 мая электричество мне предоставляли в расчете на то, что у меня есть совесть и я за него все-таки заплачу в июне. Вот оно - отставание в полтора месяца. Ну и еще сам текущий месяц. Получается два с половиной. Поначалу мое искренне недоумение вызвал и объем потребления - 506 кВтч. За месяц я не смогла бы столько потратить, даже если бы все лампочки в квартире горели круглосуточно. А вот за два с половиной - легко! Если 506 кВтч разделить на два с половиной месяца, то получается, что более расточительной я не стала и по-прежнему следую принципу "Уходя, гасите свет!". Собственно, я бы, наверное, так и платила - в мае - за март, в июне - за апрель, в июле - за май, если бы мои дорогие сограждане, запутавшись в расчетах, не потребовали бы вернуться к привычной системе, когда показания счетчиков можно было указывать самим. Как мне пояснили в АлматыЭнергоСбыте, воплотить это пожелание в жизнь было возможно, только "подтянув все хвосты" по оплате. То есть, указав в июньской квитанции оплату не за апрель-май, а за весь период до дня Икс, с которого может начаться новый отсчет. Киловатт-часы счет любят Я даже боюсь себе представить, вычисления какой сложности мне пришлось бы производить, чтобы посчитать, сколько и чего я должна платить с учетом отставаний, и где брать показания счетчика за предыдущие месяцы, если я их вовремя не сняла, не записала или не смогла найти заветную бумажку, на которую их все-таки черкнула. Поэтому мысль о том, что теперь все станет намного проще - записал показания, вычислил разницу, подсчитал, заплатил - мне очень даже понравилась. Правда, надо еще определить сколько платить по минимальному и сколько по максимальному тарифу. То есть, из цифры последних показаний нужно вычесть предпоследние (допустим, получилось 206 - столько света я "сожгла" за месяц). Затем нужно 90 умножить на 2 (90 - норма потребления на человека, 2 - количество живущих в квартире). Потом от 206 отнять 180 (которые 90 Х 2). А после этого 180 посчитать по минимальному тарифу, а остальные 26 - по максимальному. И почему я не Григорий Перельман? Во-первых, перспектива ежемесячно производить все эти вычисления меня бы не пугала, а во-вторых я бы на месте знаменитого математика не отказалась от миллиона долларов и тогда мне было абсолютно все равно, сколько мне насчитал АлматыЭнергоСбыт… Кстати, на сайте я обнаружила калькулятор, в который нужно ввести только показания счетчика, даты снятия этих показаний и количество проживающих в квартире. В блоге Михаила Гамбургера потребители пишут, что калькулятор считает правильно. Проверять лично не стала - ввиду своей горячей нелюбви к точным наукам, привитой мне математичкой еще в шестом классе средней школы, а потому поверила своим согражданам на слово. Тем временем сотрудница АлматыЭнергоСбыт облегченно вздохнула, решив, что я уже все поняла. Но вопрос все-таки был… Задала его бабушка которая стояла у соседнего окошка, и мне тоже он был интересен, хотя к моей квитанции и не относился: "Откуда взялся долг в июльской квитанции, если в июне оплата производилась?!". Увидев мою настойчивость, девушка объяснила мне дословно следующее: расчетный долг в июльской квитанции действительно может появиться, если мое фактическое потребление значительно отличается от ожидаемого, тогда этот долг автоматически проставляется в квитанции. В этом случае надо просто дождаться контролера или же для ускорения процесса самим связаться с обслуживающим отделением энергосбыта, чтобы составить Акт сверки, который все расставит по своим местам, и в последующем будет приходить уже скорректированный счет. Еще меня заверили, что никакой пени по этому долгу не будет, так что не стоит понапрасну волноваться. Не получилось сенсации… Понятно даже блондинкам Заметно обрадовавшись, что у меня пока больше вопросов нет, сотрудница АлматыЭнергоСбыт посоветовала на прощание: - У вас в квитанции указан телефон контакт-центра. Если будут вопросы, вы всегда можете обратиться по указанному телефону, заполнить форму обратной связи на сайте или задать вопрос в блоге, - сказала она. И тихо-тихо добавила мне вслед "Только не забудьте сказать, что вы - блондинка…" или мне это только послышалось? Кроме того, мои собственные исследования сайта АлматыЭнергоСбыт дали возможность видеть свои платежи за свет на мониторе компьютера, а также, если что непонятно -поднапрячь личного консультанта, а еще - заплатить за свет через сайт, кстати без комиссии, что меня тоже порадовало. Когда пытаешься вникнуть во все тонкости начисления оплаты за свет, то действительно складывается впечатление, что АлматыЭнергоСбыт старается на благо потребителей, не жалея усилий и не покладая рук. Но почему бы при этом не учесть того простого факта, что чем сложнее система, тем непонятней она для обывателя, а все, что непонятно, всегда вызывает самые нехорошие подозрения? И даже когда получается все объяснить постфактум, может получиться как в анекдоте - ложки нашлись, а осадок остался. В общем, сенсации со скандальными разоблачениями не получилось. Зато удалось разобраться в запутанном деле, что тоже неплохо. Я не пытаюсь защищать АлматыЭнергоСбыт - когда я начинала работать над этой статьей, задача у меня стояла почти противоположная. Но журналисты для того и пишут, чтобы представить информацию, ведь как известно, кто владеет информацией - тот владеет ситуацией. Теперь остается только надеяться, что самостоятельные вычисления на калькуляторе и выставление счета месяц в месяц раз и навсегда сделает систему оплаты понятной как для соседских бабушек, так и для блондинок …

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи