Опубликовано: 3200

Чиновники прилюдно требуют развивать туризм, а сами стыдят нас за вывоз денег из страны – Рашида Шайкенова

Чиновники прилюдно требуют развивать туризм, а сами стыдят нас за вывоз денег из страны – Рашида Шайкенова Фото - из открытых источников

Директор Казахстанской туристской ассоциации призвала чиновников решать проблемы не в теоретической, а практической плоскости.

В 2015 году в рейтинге стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма Казахстан занял 85-е место среди 141 страны, обогнав африканскую страну Кабо-Верде. Судя по «Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года», туризм в Казахстане сейчас находится на 1 этапе своего развития. Казалось бы, нам и похвастаться нечем, однако положительная динамика туризма в Казахстане все же отмечается. Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА рассказала корреспонденту медиа-портала Caravan.kz об итогах летнего туристического сезона, о том, что ждет туристов в осенне-зимнем периоде, а также о внутренних проблемах департамента индустрии и туризма.

- Каковы итоги летнего туристического сезона? Как развивается выездной и въездной туризм в Казахстане?

- Что касается выездного туризма, то на конец 2015 и начало 2016 года мы констатировали падение туристского спроса где-то на 70-80%. Это было очень тяжелое время, когда спрос после девальвации очень сильно упал и мы, конечно, ожидали выравнивания потребительского спроса. Могу сказать, что это случилось. Весна и лето высокого туристского сезона показали некое увеличение на летние направления. Люди потихонечку стали возвращаться к туристским компаниям, начался сезон каникул и отпусков, и люди начали искать способы организации отдыха для своих детей. Поэтому спрос повысился на 30-40%.

Что касается въездного туризма, в связи с тем, что запущен пилотный проект МИДа по безвизовому въезду, он сыграл свою положительную роль по увеличению въездного туризма. Мы делаем срез на основании деятельности нашего информационно-ресурсного центра, то есть у нас в Алматы, в офисе Казахстанской туристской ассоциации, есть информационный центр, куда приходят туристы и получают бесплатную информационную поддержку. Здесь они получают карты и информацию от наших специалистов на английском языке. И подписание -соглашения с Китаем, к слову, уже заработало. Наша туристская компания уже принимает китайских туристов. То есть увеличение произошло, может, не такое, как бы хотелось, но произошло. К сожалению, по въездному туризму есть динамика, она положительная, но она не столь значительная, чтобы сегодня мы все почувствовали серьезное увеличение въездного потока, а то, что безвизовый въезд сработал – это тоже абсолютно однозначно, потому что увеличилась география стран и по некоторым направлениям увеличилось количество. Вот, например, в соответствии с анализом по нашему информационному центру, появились туристы из новых стран. Речь идет об экотуристах – это те, кто приезжает и максимум на полдня - день задерживаются в городах, а потом отправляется путешествовать по регионам Казахстана, туда, где они могут познакомиться с природными ресурсами и культурой. Во-первых, появились новые страны и туристы из новых стран, которые ранее не были замечены в нашей стране. Это Норвегия, Словения, Аргентина, Сербия, Финляндия, Испания. По посещаемости нашего информационного центра на первое место вышла Франция, затем Германия, отмечу, что немецкие туристы – это та группа, откуда мы получали и получаем большой поток туристов.

Заметно увеличился поток туристов из Нидерландов и Японии. Раньше у нас японцев совсем не было, а теперь они у нас появились и одним из притягательных для них направлений служит Мангистауская область. Управление туризма и предприниматели Мангистауской области сделали значительные шаги по рекламе своего региона на туристских выставках, и это дало результат. В тоже время надо отметить, что рынок туристский, скорее всего, не заметил на сегодняшний день серьезного увеличения, относительно 2014 и 2015 годов. А все потому, что экотуристы не обращаются в турфирмы, они самостоятельно путешествуют, и только лишь приехав в нашу страну, они начинают искать услугу по организации путешествия внутри страны. Но неважно, какой из сегментов рынка сегодня зарабатывает, важно, что заезжают туристы и привозят деньги. Чаще всего, пользуются популярностью у туристов гостевые дома в регионах. То есть это бюджетные туристы, которые чаще всего не интересуются городскими экскурсиями, они хотят выезжать в регионы, они хотят видеть природу. Поэтому очевидно, что выигрывает в целом страна. Надеемся, что в январе 2017 года увеличится список стран, граждане которых смогут к нам приезжать без визы, тем самым мы будем иметь возможность констатировать серьезное увеличение. Я надеюсь, что это случится, потому что, как говорит наш МИД, список стран безвизового режима будет увеличен до 46-48 стран.

Отмечу, что туристический летний сезон закончился благополучно и сейчас мы уже подступили к осенне-зимнему сезону.

- Какие направления сейчас наиболее популярны среди казахстанцев? Что интересного готовит осенне-зимний туристический сезон?

- Многими авиакомпаниями за летний туристический сезон были организованы чартеры, которые осуществляли перевозки в Турцию. Несмотря на то, что ситуация в Турции была неоднозначная в плане безопасности, тем не менее, временные затишья были, в которые как раз-таки Турция активно продавалась. Почему Турция? Я думаю, что это очевидно, потому что она предлагала в этом году различные условия и цены. В принципе, наши страны-партнеры не повышали стоимость своих услуг, но для нас это было дорого, в связи с девальвацией. Кроме Турции на карте выездного туризма летом были пляжные страны, такие как Болгария, и Иссык-Куль в Кыргызстане. Были и традиционные Испания и Италия, но эти страны мы не называем странами массового туризма, так как это визовые страны, где отмечается наименьший массовый поток среди казахстанцев, но, тем не менее, он есть. Однако наши болгарские, турецкие и кыргызстанские партнеры отмечают, что было серьезное падение потребительского спроса и, конечно, мы никак не выходили на уровень 2015 года.

Направления осенне-зимнего сезона традиционные: это Таиланд, Малайзия, Китай, так же есть и чартерные программы на некоторые из этих направлений. Также есть регулярные авиарейсы. Сейчас продажи только начались, поэтому сейчас мы просто ждем. Кстати, хочется отметить, что, пережив год, к нам вернулась Лапландия. И если раньше к нам летали чартеры из Астаны, организованные Finnair, то в этом году наши финские партнеры предлагают нам достаточно удобную логистику с одной пересадкой из Алматы через Киев, организованную авиакомпанией МАУ. Я думаю, что это направление все больше и больше приобретает своих поклонников и мне кажется, что в этом году у наших туристов будет возможность съездить в зимнюю сказку. Это направление, безусловно, для детей и для любителей лыж.

- Что меняется в отношении государства к турфирмам? Нуждаются ли турфирмы сегодня в отдельной поддержке правительства?

- Мы недавно давали пресс-конференцию, где говорили о статусе нашего госоргана. Все государственные чиновники говорят о том, что, мол, давайте развивать туризм, но никто ведь не против. Более того, когда мы говорим о проблемах выездного туризма, нас еще и стыдят, мол, хватит отправлять людей за границу, хватит вывозить деньги из страны. Насколько имеет право жить эта позиция – это большой вопрос, ведь туристский рынок - это рынок, который удовлетворяет потребности граждан Казахстана. Если сегодня граждане Казахстана продолжают выезжать за рубеж с целью отдыха, рекреации, лечения, оздоровления, обучения – то значит есть потребность в этом у казахстанцев. И грузным откликом в сторону турфирм сказать: «ну-ка прекратили это делать». Это ведь не решение проблемы. Решение проблемы в том, что пора уже от теоретической поддержки, теоретических лозунгов переходить к практической плоскости. Сегодня статус нашего госоргана, который регулирует отрасль, это департамент. И конечно, для страны, которая сегодня пытается завоевать свое место в конкурентной борьбе за иностранного туриста, это абсолютно неподходящий уровень и статус. И поэтому сегодня участники рынка выражают очень серьезную тревогу и озабоченность относительно статуса нашего госоргана. Департамент, который находится в составе МИРа (министерство по инвестициям и развитию - Авт.), то есть статус, простите, дальше некуда. Осталось только прикрыть его и все, это будет равнозначно тому, что существует департамент или его вообще не существует. Кадровая политика абсолютно непонятная в нашем департаменте: уходят профессионалы, все время меняется руководство, нет стабильности. Естественно, мы не за то, чтобы увеличивать госаппарат и зарегулировать нашу отрасль. Рынок развивается, и очень много положительных тенденций. Буквально недавно мы видели в информацию о том, какую работу проделал департамент, несмотря на все эти условия. Но необходимо сегодня просто повышать статус туризма, это абсолютно однозначно. Это должен быть комитет. Мы уж не замахиваемся на министерство, нам хотя бы нужен статус более высокий, чем департамент, хотя бы комитет индустрии и туризма.

В 1998 году, когда создавалась наша организация, на учредительной конференции был президент нашей страны. Он нас благословил, и мы уже 18 лет живем на рынке. То есть тогда, еще в 90-х, было понимание, что туризм – это перспектива на отрасль, это экономическая отрасль, то есть мы не бюджетники, которые поедают деньги, а мы бизнес, который приносит деньги, и поэтому, конечно, такая важная отрасль, особенно сейчас в период мирового финансового кризиса, когда есть необходимость в диверсификации экономики, когда нужно создавать дешевые рабочие места, наша отрасль становится особенно значимой, и поэтому регулировать эту отрасль должен серьезный государственный орган.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи