Опубликовано: 1700

"Черный ворон", я не твой!

"Черный ворон", я не твой!

Что будет с БТА и его бумагами? Почему "Астана-Финанс" должна на время расстаться со своим дочерним банком? А не получится ли так, что мелким игрокам придется уйти с рынка, потому что у акционеров нет возможности дать капитал? Почему регулятор заговорил об этике?

На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью сайту Караван.kz отвечает председатель Агентства финансового надзора Елена Бахмутова. Час X уже близок - Ситуация с миноритариями банков, находящихся в процессе реструктуризации, остается очень напряженной. Будет ли государство вмешиваться в ситуацию, в которой могут пострадать наименее квалифицированные инвесторы либо институциональные инвесторы - НПФ? - Акционерный капитал всегда принимает на себя все риски, и акционеры должны об этом знать. И понимать это, когда покупают на рынке акции. Оба банка - и БТА, и Альянс имеют отрицательный капитал. Это означает, что стоимость балансовая стоимость акций отрицательная. Что касается миноритариев, то реструктуризация будет происходить в соответствии с законодательством Казахстана. Акции БТА Банка, конечно, если реструктуризация пройдет успешно, продолжат обращаться, но доля, которую они дают в уставном капитале, естественно, снизится, потому что основные вливания будут производиться со стороны новых инвесторов. - Каковы шансы БТА успешно пройти реструктуризацию? Есть ли у агентства дополнительная информация, как проходит процесс? - Не хочу давать каких-либо прогнозов, срок у нас приближается, это 7 декабря. Основная мысль, которая вытекает из меморандума: кредиторы предпочитают иметь реструктуризацию, нежели банкротство. И второе - они готовы пойти на существенное сокращение требований к банку. Все остальное - предмет пусть очень сложных, но переговоров. - Не готовит ли регулятор особых решений в отношении БТА? - Решения будут приниматься после того, как мы увидим результаты переговоров, то есть, после 7 декабря. Но хочу подчеркнуть - депозиторам можно не волноваться. Интересы физических лиц будут защищены при любых обстоятельствах. Не хотелось бы, чтобы население в напряжении находилось, мы найдем механизмы, при которых депозиторы - это в крайнем случае - скорее всего будут переданы в другой банк, и их депозиты не пострадают. Эмитентов - под контроль суда - Почему в стране изменено банковское законодательство относительно правил принудительной реструктуризации, но в то же время небанковские организации (АО "Астана-Финанс"), не охваченные этим законом, вынуждены договариваться со всеми кредиторами без исключения. Есть ли в этом логика? - Астана-Финанс не представляет системного риска, не имеет никаких лицензий на финансовом рынке. На сегодня у нас 21 эмитент допустил дефолт по 40 бумагам. Астана-Финанс - эмитент на рынке ценных бумаг, и вопросы его реструктуризации или же реабилитации должны рассматриваться точно на таких же принципах, как и в отношении других эмитентов. Почему были особенные требования по банкам? Потому что банки несут в себе системный риск и необходимо защищать интересы депозиторов. Могу еще вот что сказать по поводу исключительности. Со стороны Ассоциации финансистов Казахстана звучат предложения о рассмотрении особенностей режима реструктуризации эмитентов. Хотя я считаю, что этот процесс должен рассматриваться с точки зрения реабилитации. То есть, надо обращать взоры на совершенствование законодательства о банкротстве, поскольку кроме кредиторов в лице облигационеров есть и другие кредиторы, права которых тоже могут быть нарушены. Реструктуризация банков идет под надзором АФН, поскольку это входит в нашу компетенцию. Реструктуризация же других эмитентов, я полагаю, должна осуществляться под контролем суда и с учетом интересов других кредиторов. С его помощью можно эффективно регулировать процесс реабилитации как по срокам, так и по представительству со стороны кредиторов. - Суд должен быть особым? - Нет! У нас есть же этот механизм. Просто получается, что у нас подобной практики как таковой нет, и все стараются придумать что-то иное. Хотя можно попытаться реализовать схему, которая в законодательстве присутствует. Некоторые кредиторы уже обратились в суд. Практика может быть и негативной, и позитивной. Она нарабатывается… - И все-таки, если ситуация с АО "Астана-Финанс" сложится не в его пользу, то что будет с его банком? - Там не только банк, но и страховые организации. Астану-Финанс мы рассматриваем как холдинг, и поэтому требуем либо продать крупный пакет акций, то есть свыше 10% и в банке, и в страховых компаниях, либо на время, пока АО будет завершать реструктуризацию - не дольше чем на три-четыре месяца, передать этот пакет в доверительное управление с тем, чтобы не нанести возможного ущерба аффилированным компаниям. Мелкие ищут инвесторов - Какова судьба тех банков, которые не смогли выполнить требование по формированию собственного капитала в размере 5 млрд. тенге к 1 октября? - Требования вступили в силу, и те банки, которые находились в зоне риска, выбрали вариант передислокации в регионы. Сейчас они живут в режиме предписаний, то есть, оформляют свои регистрационные документы для переезда из города Алматы. Впоследствии мы проверим, как они выполняют дополнительные требования к региональным банкам. Я напомню, что доля привлеченных депозитов от регионов должна составлять не менее половины депозитного портфеля и точно так же 50% от привлеченных депозитов в регионах должно предоставляться в виде кредитов опять же регионам. Это требование банкам будет выполнить сложнее… - Можно уточнить, кто конкретно меняет место прописки? - Метрокомбанк. У него были намерения найти стратегического инвестора, но такового не нашлось, и он известил нас о том, что увеличивает капитал до 2 млрд. тенге, который необходим для региональных банков, и переезжает в Алматинскую область. - Находятся ли какие-то банки в режиме ожидания новых инвесторов? - Данабанк ожидает прихода "стратега". У нас есть обращение его потенциального инвестора. Он должен завершить разрешительные процедуры в своей стране, это один из солидных индийских банков. Конечно, мы предоставим определенный срок для того, чтобы Данабанк смог успешно завершить переговоры. Ведь у нас была цель увеличить капитализацию кредитных организаций, а не закрывать их. - АФН выступает за создание пула региональных банков, к которым будут предъявляться менее жесткие требования к размеру собственного капитала. Но мы все еще отлично помним Валют-Транзит Банк: будучи классическим региональным банком, он очень активно привлекал депозиты. Чем это закончилось - общеизвестно. Собирается ли агентство каким-то образом ограничивать риски региональных банков? - К региональным банкам с точки зрения регулирования есть лишь одно послабление - по размеру собственного капитала. Все остальные требования банк должен выполнять, как выполняют обычные кредитные институты - это построение системы риск-менеджмента, выполнение все пруденциальных нормативов, риск на одного заемщика, прозрачность заемщика и т.д. А проблема ВТБ все-таки была не в региональности, а в работе с аффилированными лицами, подмене коллегиальных решений индивидуальными. Да здравствует кодекс! - В настоящее время обсуждаются поправки в закон об акционерных обществах. Насколько оправданным является усиление ответственности акционеров и должностных лиц компаний? - Я думаю, что последние скандалы, и в Казахстане, и в мире, эту проблему поставили ребром. Если мы хотим добиться прозрачности, ответственности, то без персональной ответственности не обойтись. Она в законодательстве присутствует, но очень размыта. Сейчас мы пытаемся найти редакцию, которая являлась бы достаточным основанием для принятия решений, в том числе и в судебных органах. Естественно, что эта ответственность будет реализовываться через судебные разбирательства и необходимо, чтобы механизм был четко прописан. Конечно, мы не хотим прийти к такой ситуации, что у нас вообще никто не захочет работать в советах директоров. Мы отдаем себе отчет в том, что необходимо найти разумный баланс: профессионалы должны иметь желание работать в органах акционерного общества, но при этом четко представлять, какую несут ответственность. - Началось ли формирование "черных" списков? В каком виде будут существовать эти списки и для кого будут доступны? - Внимательный пользователь такую информацию может найти на нашем сайте. Если мы отзываем согласие на назначение должностного лица - это уже означает его попадание в "серый" список, потому что за этим последует временный запрет на занятие должностей. Если у финансовой организации отозвана лицензия или она подверглась банкротству, то ее должностные лица лишаются права участвовать в органах управления на 5 лет. В "серые" списки также попадают крупные акционеры и руководители компаний-эмитентов, допустивших дефолт. Как дальше будем работать в этом направлении - время покажет. Конечно, будем советоваться с рынком, в какой форме должны существовать "серые" и "черные" списки. Но вообще хотелось бы, чтобы работа была проведена не только со стороны регулятора, но и на уровне кодекса этики. Как во всем мире принято? Есть профессиональное сообщество, и оно избавляется от тех, кто свою репутацию каким-то образом замарал. Люди с такой репутацией не могут попасть в закрытый, в хорошем смысле, клуб управленцев, и не только потому, что регулятор не позволяет, а потому, что сам рынок не приветствует их. Со временем, думаю, это должно стать для нас нормой жизни…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи