Опубликовано: 23600

Чем опасны "бизнес-тренинги": отечественный психолог рассказал, какими методами мошенники воздействуют на людей

Чем опасны "бизнес-тренинги": отечественный психолог рассказал, какими методами мошенники воздействуют на людей Фото - Общая Газета

Эксперт поделился, чем опасны «тренинги по мотивации», каким образом они завлекают к себе людей, с какими последствиями сталкиваются жертвы подобных авантюр и почему этот бизнес никогда не умрет.

В последние годы у жителей Казахстана стало очень распространенным увлечение посещать различные тренинги, которые якобы способствуют улучшению качества жизни.

Различные коучи, как их принято называть, обучают вас "уникальным методам ведения бизнеса, мотивируют вас на достижение различных целей", помогают поверить в себя и осуществить свои давние мечты. Однако на деле это очень часто оказывается всего лишь обманом с целью заработка.

Несмотря на то что примеров подобного мошенничества огромное множество, люди до сих пор продолжают посещать эти сомнительные мероприятия и обогащать людей, которые их устраивают.

Возникает вопрос: что движет этими людьми и почему многие казахстанцы верят в чудойственную силу подобных занятий?

Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным психологом Владимиром СТЕБЛЯНКО.

- В чем главная опасность «бизнес-тренингов»?

- Для примера возьмем один из популярных бизнес-тренингов, который регулярно проводят в Алматы. Эти люди заостряют все внимание человека на поиске и работе над бизнесом, но заостряют настолько, что человек забывает обо всем остальном.

- Доводилось ли вам работать с людьми, ставшими жертвами такого мошенничества?

- Мне несколько раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда родители приводят взрослую дочь и говорят, что она ни о чем не думает, кроме как о тех деньгах, которые должны ей прийти благодаря ее начинающемуся бизнесу. Она забыла про все: про дальнейшую учебу, поиск любви, создание семьи и т. д. Акцентуация настолько сильная, что человек всю свою энергию переносит в одну точку и забывает обо всем на свете.

Это отрицательная сторона. Ведь человек должен гармонично идти по жизни. И у молодых людей от 20 до 30 одна из первейших проблем – построить личную жизнь, организовать семью. Это первоструктура общества, которая должна быть у каждого человека. Но если искажение от этих тренингов так велико, как у молодых людей, которых ко мне приводили и которых мне приходилось возвращать к реальности, то это очень нездорово.

- А что касательно «тренингов личностного роста», как их принято называть?

- Здесь очень много авантюрных подходов с целью, чтобы снять с людей деньги. В рекламе подобных мероприятий расставляют очень мощные крючки, которые цепляются за проблемы людей и заманивают их на эти тренинги. Тут важно понять, насколько это действительно полезно, а не попадать на крючок и бежать отдавать куда-то деньги.

Есть еще тренинги, где вам обещают хорошую высокооплачиваемую работу. Они составляют три ступени: 1-я ступень – вы достигнете определенного уровня, выполнив определенные работы, 2-я ступень стоит в два-три раза дороже, но вы достигнете новых целей, и 3-я ступень – это когда вам уже конкретно предложат место работы, и сами коучи пытаются дать гарантию, что подберут вам место работы.

Это авантюра чистой воды! Мне приходилось работать и с такими людьми, и устранять последствия этих тренингов.

- Насколько тяжело это было?

- Там финансовые потери были очень большие. И вся трудность заключалась в том, чтобы дать человеку возможность согласиться с тем, что он это потерял, но это не значит, что у него исчез источник жизненной активности. Он сохраняется, и в будущем получится приобрести гораздо больше, чем ты потерял. Главное - не застаиваться в обидах, злости и мести.

- Что толкает людей на посещение этих тренингов?               

- Бывают разные ситуации. К примеру, раньше сетевой маркетинг вылавливал «неудачников», вешал им лапшу на уши о легком богатстве, раскручивая человека на другие затраты, где в итоге человек оставался вообще без денег.

Таких людей, как правило, цепляют их проблемы и отсутствие веры в собственные силы. Надежда на какое-то волшебство, о котором и говорят в рекламе, обещая людям успех, который моментально придет к тебе.

- Как можно действительно улучшить свою жизнь, избегая подобных авантюр?

- Очень простой способ: сейчас в Интернете огромное количество бесплатных и мастер-классов, и необходимой текстовой, аудио-, визуальной информации, которая может по-настоящему помочь. Плюс литература, которая адаптирована специально для широкого круга читателей и написана с целью помочь людям разобраться в себе. Главное - выбрать для себя правильную и действительно необходимую вещь.

- Как действовать человеку, чей близкий попал под влияние подобных мошенников?

- В первую очередь оказать моральную поддержку и посоветовать обратиться к психологу, дабы он объяснил, что это за капкан, в который он попал, и как больше с этим не сталкиваться.

- Многие люди сравнивают эти тренинги с религиозными сектами по методу воздействия. Как вам кажется, насколько оправданно это сравнение?

- Что-то в этом есть. Технология воздействия очень простая: они расставляют крючки на проблемные стороны людей, глубокие внутренние проблемы, цепляются за них и таким образом завлекают людей соответствующей рекламой.

Классический пример – Рон Хабборд. Человек, который создал целую религию с целью обогащения. С таким же принципом работы.

- Есть ли уникальные исключения среди этого мошенничества, которые могут действительно помочь людям?

- Сейчас таким свойством обладают лишь специальные обучающие семинары, которые знакомят людей с разными профессиями, ремеслами. Туда приезжают мировые специалисты и статусные люди, которые очень четко дают материал по освоению знаний и опыта в тех или иных сферах.

Эти люди дают компактными знаниями вытяжку из огромного количества книг, подкрепляя это личным опытом. Поэтому встречаются и стоящие вещи.

- Раньше тренингами считались рядовые лекции, которые знакомили слушателей с какой-либо полезной информацией. Каким образом это переросло в способы наживы?  

- Может быть, очень хитрые, авантюрные люди переупаковывают глубокий материал в поверхностно-продажный и обогащаются таким образом.

- Есть ли шанс, что эта тенденция когда-нибудь исчезнет?

- Это будет существовать всегда. Желание легко срубить, заработать много денег жило в человечестве всегда. Надо защищаться от этого.

- А могут ли люди осознать, что это всего лишь пустая трата времени?

- Остается только мечтать. В ближайшем будущем, 10-20-30 лет, я думаю, это невозможно.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи