... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Аналитика

Бюджет тревоги нашей

24.10.2006

Республиканский бюджет на 2007 год, несмотря на то, что существовали определенные ожидания по его направленности на развитие, сверстан по старинке. Громадные суммы выделяются министерствам и институтам развития на выполнение туманно прописанных задач - совершенно непонятно, какие отрасли и какие направления определены как прорывные. Уже давно не социальный бюджет Член палаты общественных экспертов при Мажилисе парламента Оразалы Сабден первым выступил с критикой проекта бюджета-2007. По его мнению, в проекте заложены недостаточные объемы расходов на социальную сферу: "Особенно крайне низок уровень расходов на социальное обеспечение, социальную помощь, государственные пособия семьям, имеющим детей. Установлен очень незначительный рост размера минимальной заработной платы по сравнению с прошлым годом - всего лишь на 552 тенге до 9752 тенге. Также планируется очень незначительное увеличение минимального размера пенсии - всего на 536 тенге до 7236 тенге". Руководитель секции по финансово-экономической реформе и региональному развитию считает, что для Казахстана уровень прожиточного минимума должен составлять 15 тысяч тенге в месяц против 8861 тенге, заложенных в бюджете-2007. Исходя из этой цифры, считает Оразалы Сабден, и необходимо пересчитать все социальные трансферты. Критике подвергнуто и остаточное отношение к здравоохранению и образованию. Так, расходы республиканского бюджета на здравоохранение не превышают 2,5-2,7 процента к ВВП в то время как в европейских странах этот показатель составляет 6 процентов к ВВП. Что касается государственных расходов на образование, то они постоянно снижаются. Хроническое недофинансирование наблюдалось на протяжении 1991-2002 годов, когда госрасходы упали с 6,5 до 3,5 процентов к ВВП. В 2005 году расходы на образование составили 3,4 процента к ВВП, что, конечно же, не может обеспечить конкурентоспособный уровень развития человеческого потенциала. Палата общественных экспертов согласилась с мнением доктора экономических наук Оразалы Сабденом и после окончательного оформления экспертного заключения представит его парламентариям. Однако критика проекта бюджета-2007 может оказаться лишь критикой - решения палаты общественных экспертов носят лишь рекомендательный характер. Многое зависит от самих депутатов парламента, насколько они готовы сражаться с правительством за каждую строку в бюджете. Очевидно лишь одно. Все последние годы кто бы не находился во главе правительства, обществу говорили лишь об одном: бюджет носит социальную направленность. На самом деле происходило лишь абсолютное увеличение расходов на социальные цели, а по отношению к ВВП они находились либо на прежнем уровне, либо, падали. В итоге сегодня мы имеем нерешенные проблемы с качеством образования, качеством медицинских услуг. Кроме того, социальная инфраструктура недостаточно развита: не хватает школ, детских садов, больниц. Не хватает и бюджетных работников - в оттоке из бюджетных сфер высококвалифицированных кадров сыграли мизерные (и по сей день!) зарплаты. Некому учить, некому лечить - в итоге вся социальная сфера находится в незавидном положении. Навести мосты Расходная часть бюджета с 2007 года будет условно поделена на две составляющие - текущие расходы и бюджет развития. Это связано с новым механизмом формирования Национального фонда. Текущие расходы будут финансироваться из государственного бюджета, а на цели развития будут предусмотрены трансферты из Нацфонда и, кроме того, возможно финансирование за счет внутренних заимствований Министерства финансов в рамках дефицита государственного бюджета. С текущими расходами все ясно: министерства получают деньги в запланированных объемах и расходуют их на заранее прописанные статьи. Но и здесь не все чисто. Например, депутаты при беглом анализе бюджета-2007 уже обнаружили некоторые странности. Быстрыми темпами растут расходы на оборону, причем, речь идет и о зарплате для личного состава, и о модернизации и приобретения вооружения, и даже о довольствии вооруженных сил. Более оправдан рост объемов расходов на развитие агропромышленного комплекса. В 2007 году расходы министерства хозяйства на эти цели достигнут 28,2 миллиардов тенге. Ежегодные двухпроцентные субсидии сельского хозяйства не дают ему преимуществ при вступлении Казахстана в ВТО. В ближайшие годы просто необходимо наращивать финансирование (желательно эффективное) аграрного и животноводческого комплекса, чтобы они стали конкурентоспособны. Бюджет развития будет потрачен, прежде всего, на дальнейшую капитализацию институтов развития. Во вторую очередь бюджетные деньги получат технопарки республиканского и местного значения, проекты в области космической деятельности. Не останутся без финансирования две государственные программы - развития жилищного строительства и транспортной инфраструктуры. Государственная программа жилищного строительства уже давно вызывает вопросы, поскольку наращивание объемов жилищного строительства в то время как платежеспособный спрос населения ограничен, ведет к росту цен и перегреву рынка недвижимости. Но теперь правительство, услышав конструктивную критику в свой адрес, решило сосредоточиться на создании инженерно-коммуникационной инфраструктуры, направив на эти цели 30 миллиардов тенге, львиную долю из того, что выделяется на выполнение госпрограммы, которая с переносом акцентов действительно становится программой развития. В то же время по пальцам можно перечесть реальные проекты, на реализацию которых будут направлены нефтяные деньги. Их слишком мало и они слишком абстрактны. Создание многочисленных индустриальных парков, что наблюдается практически во всех регионах, еще не гарантирует нам хороший результат: нет инноваторов новой волны (старая-то все-таки хоть что-то изобретала - пусть далекое от практики и потребностей экономики), нет людей, способных продвигать перспективные проекты, в конце концов, нет свободного доступа к любым финансам: государственным или частным. Институты развития и технопарки пытаются навести мосты друг с другом, но пока устойчивого стыка нет. Первые не хотят рисковать, а вторые не знают, как продвигать идеи. Именно поэтому многие эксперты опасаются, что тот денежный дождь, который обильно орошает нашу страну, не даст толковых всходов. Деньги будут потрачены, а результат страна не получит - ни сегодня, ни много позже. Бюджет стал лишь лакмусовой бумажкой, с помощью которой выявились проблемы структурного плана. У правительства нет четкой стратегии по переводу экономики из сырьевого стана на более качественный уровень. Что сейчас стратегически важно - так это определить точки роста экономики и именно их финансировать сполна. Мы же пока пытаемся объять необъятное, понять непонятное…


Автор: Мария Ибраева