Опубликовано: 1300

Бюджет тревоги нашей

Бюджет тревоги нашей

Республиканский бюджет на 2007 год, несмотря на то, что существовали определенные ожидания по его направленности на развитие, сверстан по старинке.

Громадные суммы выделяются министерствам и институтам развития на выполнение туманно прописанных задач - совершенно непонятно, какие отрасли и какие направления определены как прорывные. Уже давно не социальный бюджет Член палаты общественных экспертов при Мажилисе парламента Оразалы Сабден первым выступил с критикой проекта бюджета-2007. По его мнению, в проекте заложены недостаточные объемы расходов на социальную сферу: "Особенно крайне низок уровень расходов на социальное обеспечение, социальную помощь, государственные пособия семьям, имеющим детей. Установлен очень незначительный рост размера минимальной заработной платы по сравнению с прошлым годом - всего лишь на 552 тенге до 9752 тенге. Также планируется очень незначительное увеличение минимального размера пенсии - всего на 536 тенге до 7236 тенге". Руководитель секции по финансово-экономической реформе и региональному развитию считает, что для Казахстана уровень прожиточного минимума должен составлять 15 тысяч тенге в месяц против 8861 тенге, заложенных в бюджете-2007. Исходя из этой цифры, считает Оразалы Сабден, и необходимо пересчитать все социальные трансферты. Критике подвергнуто и остаточное отношение к здравоохранению и образованию. Так, расходы республиканского бюджета на здравоохранение не превышают 2,5-2,7 процента к ВВП в то время как в европейских странах этот показатель составляет 6 процентов к ВВП. Что касается государственных расходов на образование, то они постоянно снижаются. Хроническое недофинансирование наблюдалось на протяжении 1991-2002 годов, когда госрасходы упали с 6,5 до 3,5 процентов к ВВП. В 2005 году расходы на образование составили 3,4 процента к ВВП, что, конечно же, не может обеспечить конкурентоспособный уровень развития человеческого потенциала. Палата общественных экспертов согласилась с мнением доктора экономических наук Оразалы Сабденом и после окончательного оформления экспертного заключения представит его парламентариям. Однако критика проекта бюджета-2007 может оказаться лишь критикой - решения палаты общественных экспертов носят лишь рекомендательный характер. Многое зависит от самих депутатов парламента, насколько они готовы сражаться с правительством за каждую строку в бюджете. Очевидно лишь одно. Все последние годы кто бы не находился во главе правительства, обществу говорили лишь об одном: бюджет носит социальную направленность. На самом деле происходило лишь абсолютное увеличение расходов на социальные цели, а по отношению к ВВП они находились либо на прежнем уровне, либо, падали. В итоге сегодня мы имеем нерешенные проблемы с качеством образования, качеством медицинских услуг. Кроме того, социальная инфраструктура недостаточно развита: не хватает школ, детских садов, больниц. Не хватает и бюджетных работников - в оттоке из бюджетных сфер высококвалифицированных кадров сыграли мизерные (и по сей день!) зарплаты. Некому учить, некому лечить - в итоге вся социальная сфера находится в незавидном положении. Навести мосты Расходная часть бюджета с 2007 года будет условно поделена на две составляющие - текущие расходы и бюджет развития. Это связано с новым механизмом формирования Национального фонда. Текущие расходы будут финансироваться из государственного бюджета, а на цели развития будут предусмотрены трансферты из Нацфонда и, кроме того, возможно финансирование за счет внутренних заимствований Министерства финансов в рамках дефицита государственного бюджета. С текущими расходами все ясно: министерства получают деньги в запланированных объемах и расходуют их на заранее прописанные статьи. Но и здесь не все чисто. Например, депутаты при беглом анализе бюджета-2007 уже обнаружили некоторые странности. Быстрыми темпами растут расходы на оборону, причем, речь идет и о зарплате для личного состава, и о модернизации и приобретения вооружения, и даже о довольствии вооруженных сил. Более оправдан рост объемов расходов на развитие агропромышленного комплекса. В 2007 году расходы министерства хозяйства на эти цели достигнут 28,2 миллиардов тенге. Ежегодные двухпроцентные субсидии сельского хозяйства не дают ему преимуществ при вступлении Казахстана в ВТО. В ближайшие годы просто необходимо наращивать финансирование (желательно эффективное) аграрного и животноводческого комплекса, чтобы они стали конкурентоспособны. Бюджет развития будет потрачен, прежде всего, на дальнейшую капитализацию институтов развития. Во вторую очередь бюджетные деньги получат технопарки республиканского и местного значения, проекты в области космической деятельности. Не останутся без финансирования две государственные программы - развития жилищного строительства и транспортной инфраструктуры. Государственная программа жилищного строительства уже давно вызывает вопросы, поскольку наращивание объемов жилищного строительства в то время как платежеспособный спрос населения ограничен, ведет к росту цен и перегреву рынка недвижимости. Но теперь правительство, услышав конструктивную критику в свой адрес, решило сосредоточиться на создании инженерно-коммуникационной инфраструктуры, направив на эти цели 30 миллиардов тенге, львиную долю из того, что выделяется на выполнение госпрограммы, которая с переносом акцентов действительно становится программой развития. В то же время по пальцам можно перечесть реальные проекты, на реализацию которых будут направлены нефтяные деньги. Их слишком мало и они слишком абстрактны. Создание многочисленных индустриальных парков, что наблюдается практически во всех регионах, еще не гарантирует нам хороший результат: нет инноваторов новой волны (старая-то все-таки хоть что-то изобретала - пусть далекое от практики и потребностей экономики), нет людей, способных продвигать перспективные проекты, в конце концов, нет свободного доступа к любым финансам: государственным или частным. Институты развития и технопарки пытаются навести мосты друг с другом, но пока устойчивого стыка нет. Первые не хотят рисковать, а вторые не знают, как продвигать идеи. Именно поэтому многие эксперты опасаются, что тот денежный дождь, который обильно орошает нашу страну, не даст толковых всходов. Деньги будут потрачены, а результат страна не получит - ни сегодня, ни много позже. Бюджет стал лишь лакмусовой бумажкой, с помощью которой выявились проблемы структурного плана. У правительства нет четкой стратегии по переводу экономики из сырьевого стана на более качественный уровень. Что сейчас стратегически важно - так это определить точки роста экономики и именно их финансировать сполна. Мы же пока пытаемся объять необъятное, понять непонятное…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи