Опубликовано: 1500

Бородатые проблемы

Бородатые проблемы

По данным исследования, проведенного экспертами Казахской академии транспорта и коммуникаций, за последние три-четыре года отмечается усиление транзитных транспортно-экономических связей между странами Юго-Восточной и Центральной Азией, Европейским Сообществом и Россией.

Это характеризуется важнейшим транспортным показателем - ростом объемов перевозок. Например, в целом в 2006 году по сравнению с 2005 годом объемы перевозок грузов возросли на 5,9 % и составили 1 835 млн. тонн, в том числе железнодорожным транспортом на 10,2 % (246,5 млн. тонн). Это, как отмечали на круглом столе "Мониторинг транспортных транзитных коридоров; проблемы и перспективы железнодорожных перевозок", дает Казахстану основания еще активнее бороться за привлечение новых транзитных грузоперевозок. Однако сегодня в железнодорожной отрасли республики имеется целый ряд проблем, сдерживающих развитие транзита, один только их перечень в документах, распространенных на круглом столе, занимал почти полстраницы. Это высокая степень морального и физического износа основных производственных фондов; износ подвижного состава и состояние верхнего строения пути; проблемы сохранности подвижного состава на подъездных путях; недостаточная протяженность электрифицированных участков; низкие темпы обновления пассажирского вагонного парка республики; нехватка пассажирского и специального подвижного состава. Многие из проблем - "с бородой", растущей едва ли не со времен распада СССР. О чем много говорили на круглом столе, но конкретных путей как решить, например, острейшую проблему износа вагонного парка, так и не представили. При этом объем инвестиций, привлеченных в транспортную отрасль в прошлом году, достаточно большой. Всего было освоено 175,3 млрд. тенге, в том числе, в сфере железнодорожного транспорта - 80,8 млрд. тенге. Они были направлены, в основном, на модернизацию, ремонт и развитие магистральной железнодорожной сети, обновление и развитие инфраструктуры, проведение электрификации дорог. Заметно вырос объем частного парка вагонов, который также участвует в перевозочной деятельности. Он составляет 34 % (около 30 000 ед.) от общего количества вагонов на территории Республики Казахстан. И тем не менее дефицит вагонов сохраняется. На круглом столе были представлены результаты исследований по выявлению проблем, сдерживающих развитие транзитных перевозок на железной дороге стран региона, проведенных Форумом предпринимателей Казахстана, и более 90% респондентов назвали дефицит вагонов в числе самых острых вопросов. Главным недостатком сегодняшнего положения, по мнению экспедиторов, заявила Мунавара Палташева, сотрудник Форума предпринимателей, является отсутствие конкуренции, нехватка подвижного состава, высокие тарифы при низком качестве, коррупция и высокая степень износа основных фондов. А самыми сложными процедурами при организации железнодорожных перевозок перевозчики отмечали следующие: бюрократические проволочки при ведении дел с железнодорожными организациями, непостоянство требований к условиям перевозки железнодорожными организациями различных стран, повреждения, потери, кражи и таможенные процедуры. По мнению экспедиторов, железным дорогам для повышения качества предоставления услуг по транспортировке грузов необходимо снизить проявления бюрократизма, волокиты, вымогательства, упростить оформление документации, пересмотреть уровень тарифов, провести унификацию товаросопроводительных документов. Тем более, что Международная Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, подписанная в Женеве 21 октября 1982 года, вступила в действие в Казахстане в мае 2005 года. Правда, немало отмечалось и положительных моментов в развитии транспортной сферы. Так, очень расширилась география транзитных грузоперевозок, осуществляемых казахстанскими экспедиторами. "Вплоть до Африки!" - заметила г-жа Палташева. Также, практически все выступавшие отмечали важность реализации проекта строительства новой железной дороги по маршруту Хоргос - Сары-Озек - Алматы. Как заявляли эксперты Казахской Академии транспорта и коммуникаций, существующие расчеты показывают, что интенсивность контейнеропотоков по этому направлению в 2011 году будет составлять около 6 млн. тонн, в 2016 - 15 млн. и в 2026 - 20 млн. тонн. Строительство этой линии сняло бы напряжение вокруг уже не справляющейся с объемом перевозок станции Достык, которое негативно влияет на наращивание привлечения перевозок из КНР.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи