Опубликовано: 1800

Автобусный узел

Автобусный узел

Чтобы преодолеть далекое расстояние, удобнее всего воспользоваться услугами железнодорожного транспорта.

А для поездки на короткое расстояние многие жители Жамбылской области пользуются международными автобусами. Тем более что компании-перевозчики сами приходят к людям в прямом смысле - всякого рода мини-автостанции и просто стоянки автобусов дальнего следования в Таразе, к примеру, находятся в каждом районе. В то же время здания бывших автовокзалов и автостанций находятся в жалком состоянии. Примета нынешнего времени: старые здания оказываются никому ненужными артефактами, примерами ушедшей эпохи, разрушаются и вызывают у людей самые разные эмоции. Одна из них - ностальгия по давним временам, когда можно было приехать на автовокзал, купить билет и сесть в удобный автобус, чтобы через несколько часов прибыть в пункт назначения. Сегодня, чтобы добраться до Алматы я предпочту сесть вечером в поезд, где во время путешествия можно просто поспать ночью в купе, чтобы утром со свежими силами приступить к решению необходимых вопросов. Ведь после бессонной ночи, проведенной в салоне автобуса, трудно будет принять верное решение, так как в голове будет постоянно звучать плач маленького ребенка или бесконечное бормотание подвыпившего соседа. Какая уж тут работа? Мучение одно… Еще в прошлом году областные власти приняли решение, согласно которому все автобусы дальнего следования, осуществляющие междугородние и международные пассажирские перевозки, должны отправляться с одной точки - территории таразского автовокзала. Руководители компаний-перевозчиков ознакомились с решением и с оптимизмом заявили, что будут выполнять его неукоснительно. Тогда же владелец автовокзала пообещал в кратчайшие сроки привести здание в надлежащий вид. Помнится, к тому времени начинались наружные ремонтные работы, и сегодня, по словам одной из сотрудниц вокзала, которая почему-то отказалась назвать свое имя, зал ожидания приведен в порядок, имеются кресла для ожидающих. По информации начальника Управления дорожной полиции ДВД Жамбылской области Кайсара Султанбаева, в Таразе на сегодняшний день официально действуют четыре компании-перевозчика: ТОО "КабТранс", ТОО "SUN TRUST COM", ТОО "ФирмаТранзит Сервис", ТОО "ТаразПассТранс". Все автобусы этих перевозчиков имеют свидетельства на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа. Однако с автовокзала отправляется самая незначительная их часть. На сегодняшний день общее число междугородних автобусов в Таразе составляет примерно 110 единиц. По независимой оценке реальная потребность - 80 автобусов. Ежедневно с площадок в направлении "Тараз-Алматы" выезжает около 25 автобусов. Так как пассажиры, чтобы выехать в Алматы или Шымкент, стараются воспользоваться автобусами, которые отъезжают с района железнодорожного вокзала или других автостоянок, разбросанных по областному центру. Таких точек дислокации автобусов дальнего следования в городе девять. И практически каждая из них на практике не соответствует целевому назначению. К примеру, площадка, находящаяся на улице Байзак Батыра рядом с рестораном "Дегерес" на самом деле предусмотрена для организации автомойки и автостоянки для легковых автомобилей. На деле же отсюда выезжают автобусы, имеющиеся свидетельства перевозчика ТОО "КабТранс". Если же взять площадку рядом с рынком "Кайкармет" в районе четырех городских микрорайонов - 9,7,11 и 10 - то она вообще является частью тротуара и автобусы ТОО "ФирмаТранзитСервис", стоящие здесь в ожидании пассажиров попросту создают аварийную обстановку. Район этот и без того весьма оживлен, здесь не раз случались серьезные ДТП. Площадка на улице аль-Фараби между 4 и 7 микрорайонами тоже по документам является автостоянкой. Но здесь паркуются только автобусы ТОО "КабТранс", которые, выезжая, создают помеху легковому автотранспорту. Махина в виде "Сетры" или "Мана" попросту закрывает обзор на узенькой улице. Примеры можно продолжить и все они будут звучать одинаково, в очередной раз, доказывая преимущества отправки междугородних автобусов с одной или, допустим, двух точек, как это делается в Алматы или Астане. Судя по огромному количеству жалоб со стороны населения, проживающего в непосредственной близости от самостийных автобусных площадок, руководители компаний-первозчиков меньше всего думают об удобстве людей. Ну какое это удобство, если тот же пассажир вынужден ждать отправки автобуса до тех пор, пока салон не будет полон под завязку? И о каком удобстве можно говорить, если человек, садясь в автобус, не гарантирован от несчастного случая? Не все автобусы находятся в хорошем техническом состоянии, не все водители соблюдает режим труда и отдыха. Случается, что, прибыв в Тараз, автобус тут же набирает пассажиров и отправляется обратно в Алматы. Отдельный вопрос - подготовка водителей автобусов дальнего следования. Решается он просто - право сесть за руль пассажирского автобуса имеет любой гражданин, достигший 21 года и имеющий соответствующую категорию. Помнится раньше, в советские времена право водить автобус дальнего следования получали водители, имеющие стаж работы на внутригородских рейсах не менее пяти лет. Сегодня о таких жестких условиях и речи нет. Недавно всю страну потрясла новость о ДТП с участием междугороднего автобуса. Выяснилось, что автобус был перегружен, вместо 50 пассажиров, в его салоне находилось около сотни человек. Чем вызваны эти решения, сказать нетрудно - желание получить прибыль. И корысть стала причиной гибели людей. Акцентируя внимание на этих проблемах, начальник департамента внутренних дел Жамбылской области Мейрхан Жаманбаев обратился к перевозчикам с просьбой работать в рамках закона. Нашли ли его слова отклик в душах директоров фирм? Трудно сказать. Потому что бизнес не терпит всяких там сантиментов в виде высокопарных фраз о ценности человеческих судеб и жизней. В бизнесе все решают деньги и желание получить прибыль любой ценой. Поэтому нет гарантии, что уже завтра с территории Тараза исчезнут площадки, с которых каждый вечер выезжают огромные пассажирские автобусы. Уже сколько раз объявлялась война этому бизнесу. И самым невероятным образом в дни проверок и инспекций автобусы на площадках не появлялись. А потом все шло своим чередом. И нетрудно догадаться, что проверки проводились номинально, ради самих проверок, а не ради торжества закона. Вот и получается, что развязать этот туго стянутый узел можно будет только при искреннем желании всех, кто принял участие в его создании. А так и общие слова, прозвучавшие из уст директора департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области Бахытжана Орынбекова о том, что на кону стоят жизни людей и нужно, наконец, работать в соответствии с законом, остаются очередным сотрясением воздуха.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи