Опубликовано: 4100

Заложники "казцинка"?

Заложники "казцинка"?

Техногенное творение “Казцинка” – озеро в черте Зыряновска – спровоцировало резкий подъем грунтовых вод, ставших экологическим “динамитом”. В местные реки может выплеснуться “кисель” из промотходов горно-обогатительного комплекса.

В прошлом номере “Каравана” мы подняли проблему захоронения мышьяксодержащих отходов “Казцинка” на территории горняцкого города (“Зыряновск приговорили к отравлению?”, № 24 от 17 июня 2011 г.). Грунтовые воды в районе старого хвостохранилища обогатительной фабрики экстремально загрязнены, и дальнейший подъем их уровня грозит непредсказуемыми последствиями. В поселке Малеевск, к которому полигон приблизился вплотную, жители называют себя не иначе как смертниками. “Приезжайте, – позвонили малеевцы в корпункт “Каравана”. – Сами увидите: тех, кто уже на кладбище, вдвое больше нас, живых”.

Полигон против жизни

Свое имя Малеевск получил в честь рудознатца Малеева, открывшего уникальное месторождение. Содержание цинка в местной руде достигает 8 процентов, меди – почти 3 процентов, золота и серебра – больше 80 граммов на тонну. Это беспрецедентно высокие показатели. По признанию руководителей “Казцинка”, такие запасы на десятилетия обеспечили сырьем все металлургические площадки компании… Зато самому поселку от сверхбогатых недр достались только… отравляющие “хвосты”.

– В Малеевске страшная заболеваемость раком, – рассказала учитель Марина ЩЕРБАКОВА. – В любой дом войдите – или кого-нибудь похоронили, или кто-то болеет. Врачи нам тихо говорят, что число онкобольных выросло на 60 процентов, но эти сведения вроде нельзя разглашать. Просили, чтобы сельский акимат сделал официальный запрос, но там побоялись.

– Суставы болят, – показала распухшие руки жительница села Галина АЛЕКСАНДРОВА. – Ладно, я уже на пенсии, но рядом молодая соседка тоже жалуется – руки сжать невозможно.

“Все разъедает коррозия”

Рак, воспаления суставов, патологии кожи, разрушенные зубы – причиной этих бед все жители поселка называют хвостохранилище “Казцинка”. Огромный полигон площадью 400 гектаров больше полувека вбирает в себя отходы обогатительной фабрики. Под боком у населенного пункта – вся таблица Менделеева. “Влага в теле отвала превращается в насыщенную металлами серную кислоту и дренирует в грунтовые воды, ручьи и реки”, – так описано происходящее на полигоне на сайте областного центра экологического мониторинга.

Малеевск практически примыкает к промышленной свалке. Люди показали нам чайники, ведра, кастрюли – на стенках толстый бурый налет.

– Полгода – и все разъедает коррозия, – заметил местный учитель Николай ШЕРСТОБИТОВ. – Металл не выдерживает. Можете представить, что творится с нашими органами?!

Отравлены в поселке, по словам людей, воздух и почва. Даже небольшой ветер поднимает с хранилища “пудру” и несет на село. Сутки напролет опасную пыль месят рудовозы. На местных огородах – грядки с цинком и свинцом. Село регулярно накрывает облако газа от взрывных работ на руднике… Месяц назад в Малеевск впервые приехали природоохранные прокуроры. Зафиксировали пыль, газ. Пообещали принять меры. С тех пор – тишина.

Непредсказуемая вода

В этом году Малеевск впервые столкнулся с подъемом грунтовых вод. Люди убеждены: причина – затопленный Зыряновский карьер. Три года назад “поплыла” южная часть Зыряновска. Сейчас опасность добралась до соседнего с городом села.

– Район Зыряновска – это мощный подземный водораздел, – отметил опытный горный инженер Николай ПЕТРОВ. – Как себя поведут грунтовые воды с затоплением карьера, невозможно предсказать. “Казцинк” заявляет, что перехватывает загрязненную воду, но нет ни одной независимой пробы, чтобы это подтвердить.

Напомним, в районе водораздела расположено чудовищное хвостохранилище с гравийным (!) экраном. Практически – сито. В этом году “Казцинк” заявил о намерении складировать на его площадке мышьяксодержащие отходы.

Как сообщил “Каравану” замакима Восточного Казахстана Серик ТАУКЕБАЕВ, сегодня руководство области обратилось в правительство с просьбой срочно выделить средства на предотвращение дальнейшего затопления города. Нужно 64 миллиона тенге на проектно-сметную документацию и почти полтора миллиарда (!) на сами работы. И не факт, что эта цена окончательная.

В 2000 году “Казцинк” уверенно заявлял о безопасности затопления Зыряновского карьера. Так же уверенно, как сейчас говорит о безопасности захоронения мышьяковистых отходов. Только кто из зыряновцев поверит теперь этим обещаниям?

Усть-Каменогорск – Зыряновск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи