Опубликовано: 11000

Зыряновск приговорили к отравлению?

Зыряновск приговорили к отравлению?

Если чиновники допустят, чтобы “Казцинк” осуществил свой проект, можно будет смело привлекать всех к уголовной ответственности в случае отравления людей двух городов!

Такое заключение дал на проект захоронения мышьяксодержащих отходов в Зыряновске усть-каменогорский ученый Николай СЕРБА.

“Компания будет хоронить в городе мышьяксодержащие отходы, Зыряновск обречен!” – такой отчаянный звонок раздался в усть-каменогорском корпункте “Каравана”. И мы срочно собрались в дорогу.

В последнее время небольшой горняцкий город на Рудном Алтае прогремел на всю республику. Затопленный некогда при лоббировании “Казцинка” рудничный карьер сегодня вызвал подтопление части Зыряновска и превратился в мину замедленного действия. На ликвидацию ЧС из бюджета уже потрачены сотни миллионов тенге!

И вот новый сюрприз от “Казцинка”! Компания намерена хоронить в черте города… мышьяксодержащие отходы.

Безопасности не гарантируют

В Зыряновске нас встретила инициативная группа. Горожане собрали уже более 7 тысяч подписей против проекта.

– Все понимают, что грядет что-то страшное, – заявил известный в городе общественный деятель Шингыс БАЙДАУЛЕТОВ. – В феврале, когда поползли слухи, “Казцинк” вынужден был провести общественные слушания. Собралось больше тысячи человек. У главного эколога компании Колпакова прямо спросили: какие он дает гарантии безопасности и кто понесет ответственность в случае катастрофы? Ответа не последовало. В мае слушания собрали повторно. На этот раз отдел внутренней политики заранее составил списки участников, и в зал запускали строго по ним. Здание окружили тройным кольцом полицейских и ведомственной охраны. Горожане шли потоком, но всех останавливали и разворачивали. Никакого общественного обсуждения не было! Все зыряновцы убедились: казцинковское руководство чего-то боится, пытается что-то скрыть.

“Вершки” – нам, “корешки” – вам

Итак, чего хочет “Казцинк”? По информации самой компании, с вводом в Усть-Каменогорске проекта “Новая металлургия” (проще говоря, медеплавильного завода) существующая технология переработки побочного продукта – свинцовой пыли – приведет к образованию мышьяксодержащих отходов.

Сегодня на усть-каменогорской металлургической площадке и без медьзавода ежегодно получают 11 тысяч тонн арсената и арсенита кальция – соединений первого-второго класса опасности. По нормативам, такие отходы должны закладываться в металлические контейнеры и захораниваться на покрытых бетоном полигонах. Это, по мнению “Казцинка”, дорого. Поэтому, как заявил его главный эколог Борис КОЛПАКОВ, компания искала способ перевода мышьяка в менее опасную форму. И вроде нашла. Такой формой, по словам Колпакова, стал скородит – соединение мышьяка с железом. Малорастворимое вещество третьего класса опасности. Его-то компания и собралась складировать (термин “Казцинка”) на действующем хвостохранилище в границах Зыряновска.

– Построим отдельную дамбу-чашу, – заверил Борис Колпаков. – Дно будет покрыто полимерной пленкой, сам материал упакован в мешки с пленочным вкладышем, каждый слой покроем защитным грунтом.

По словам эколога, бояться людям абсолютно нечего. Испытания со скородитом показали якобы такой низкий уровень загрязнения воды, что хоть рыбу разводи.

– Мы спросили, почему же мышьяковистые отходы надо хоронить обязательно в Зыряновске? – рассказал Шингыс Байдаулетов. – И Колпаков заявил: вы получите ровно тот мышьяк, который достали с Малеевского рудника, ваша руда – ваши отходы. Но в таком случае пусть тогда “Казцинк” вернет Зыряновску все миллиарды, заработанные на малеевской руде! Наш металл – наши деньги.

Мышьяк с “ушами”

Возмущение горожан заставило чиновников создать мониторинговую группу для независимого контроля за проектом. О реальной “независимости” красноречиво говорит сам состав группы – глава районной власти, секретарь маслихата, главный эколог “Казцинка”, председатель профкома “Казцинка”, менеджер по работе с персоналом “Казцинка”…

И все-таки удалось добиться, чтобы проект прошел оценку нескольких экспертов. Разных. Тут и вылезли “уши”. В двух заключениях от независимых специалистов планы “Казцинка” получили самую резкую оценку. Ученые Томского политехнического университета заявили о прямой и косвенной фальсификации данных, отсутствии обоснования выбора места под полигон, условий для размещения токсичных отходов… Всего 18 замечаний, по каждому из которых проект должен быть немедленно прекращен!

Усть-каменогорский химик-металлург, кандидат технических наук Николай СЕРБА сделал категоричный вывод: в Казахстане уже есть печальный опыт заражения мышьяком канала Иртыш – Караганда, складирование мышьяксодержащих отходов на территории Зыряновска равносильно преступлению!

– Если власть допустит, чтобы “Казцинк” осуществил данный проект, – написал Серба, – можно будет смело привлекать всех к уголовной ответственности в случае отравления людей двух городов.

Страшная экономия

– “Казцинк” заявляет о скородите, – дал комментарий профессор Серба. – Но скородит – природное вещество. На “Казцинке” его невозможно получить. Нет в мире такой технологии. Наша лаборатория еще в советское время нашла способ перевода мышьяка в железомышьяковый сплав – вещество 4-го класса опасности. И “Казцинк” проявил сначала к нему большой интерес. Но надо было строить цеха, закупать оборудование. Видимо, руководство компании решило, что это слишком дорого. Для меня загадка, что же собирается вывозить “Казцинк” в Зыряновск? Данных о самом веществе и технологии компания не дает. Я считаю, под шумок “Казцинк” пробует вывезти на хвостохранилище свои запасы арсенита и арсената. А это токсичные вещества первого-второго класса опасности.

Хранилище беды

В прошлом десятилетии усть-каменогорское ТОО “Геос” обследовало природные и сточные воды в районе Зыряновска. Приведем только одну цитату из отчета: “Крупный ореол загрязнения связан с хвостохранилищем обогатительной фабрики Зыряновского ГОКа… Из-за слабых противофильтрационных свойств экрана в грунт реки Березовка дренируется порядка 1350 кубов пульпы в час… Подотвальные воды имеют аномально высокие содержания сульфат-ионов и металлов, агрессивных к сопредельным ландшафтам… Можно ожидать поступления кислых дренажных вод в природные ландшафты в течение многих десятков лет”.

И в такое хвостохранилище “Казцинк” собирается складировать мышьяксодержащие отходы! До Швейцарии, где живут руководители компании, отрава не дойдет. А вот казахстанцы, и в первую очередь жители Зыряновска, нахлебаются…

К слову, Экологический кодекс РК прямо запрещает строить полигоны и хвостохранилища в черте города (ст. 291). Получается, компания открыто попирает закон?

Усть-Каменогорск – Зыряновск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи