Опубликовано: 2700

Сказка об Иване Царевиче и молодильных яблоках

Сказка об Иване Царевиче и молодильных яблоках

20 марта в ТЮЗе состоялась  премьера – спектакль-сказка «Иван Царевич и Серый волк».

Премьера прошла с большим успехом. Юные зрители с большим вниманием следили за приключениями Ивана Царевича, переживали за положительных героев спектакля. А когда герои спектакля советовались с юными зрителями (с народом, - как говорил Царь (арт. Евгений Ефремов)  зал дружно отвечал во всю силу своих  500 голосов. Покорила всех баба Яга в исполнении артистки Татьяны Костюченко.

Мы  задали несколько вопросов режиссеру спектакля - Алексею Алексеевичу Орлову.

- Сказку об  Иване Царевиче и Сером Волке мы, понятно, знаем с детства. Что легло в основу  вашего спектакля, Алексей?  

- Две сказки - об Иване Царевиче и Сером волке,  и о молодильных яблоках. Как известно, отец у трех братьев при смерти, и  они оправляются за средством, которое может его исцелить – за молодильными яблоками, которые своровала Жар-птица. И вот наш герой Иван путешествует в поисках яблок из царства в царство и по дороге совершает много подвигов: спасает землю от  змея Горыныча, спасает Елену… А когда его убивают завистливые братья, Ивана оживляют Серый волк и  баба Яга.

- Получается, злой Серый Волк у нас положительный герой?  

- Я вам больше скажу. Есть такая былина о князе Вольге Святославовиче. Основными отличительными его чертами являются способность к оборотничеству, умение понимать язык птиц и зверей.  Князь-богатырь  один мог победить большое войско, потому что мог превращаться в различных зверей и растения. Вот у меня  и родилась мысль, что наш Серый Волк – и есть Вольга Святославович. Он собирает дружину, чтобы защищать русскую землю…

- Я знаю, что во время спектакля ваши герои будут употреблять не только русские, но и старославянские слова…

- Меня очень интересует  возрождение русского языка в том виде, в котором он был только до революции. Образность его букв. Ведь тогда каждая буква имела смысл,  в разных сочетаниях слов смысл варьировался. Иногда бывает очень интересно расшифровать то или иное слово. Мы видим его глобальный, вселенский смысл. Меня это потрясает.  

- Например…

- Возьмем близкое нам слово культура. Куль – это мешок. Т – утверждение – это что-то твердое, незыблемое. У – принадлежность чему-то. Ра - божественный свет, жизнь. Вспомните бога Ра. То есть получается, слово культура мы можем перевести как  «твердый мешок божественного света».

- Потрясающе.

- Получается, слово  «культура» гораздо выше, чем слово «искусство». Ведь мы говорим «искусственный», и это правильно. А культура – это незыблемо. Или,  вы знаете, что в свое время запретили слово «кон». Изъяли его у Даля. А ведь кон – это основа всей философии русской культуры. Вспомните – испокон веков, на кону, закон… То, что за коном – не правильно, а мы сейчас живем по за-кону, то есть вне правды.

- И много у вас  в спектакле будет таких интересных старославянских слов?

- Язык у нас будет все же современный, иначе придется везде заменять слово «говорить», например,  словом «глаголить», что  будет резать слух, дети не будут понимать, о чем идет речь. Но некоторые старорусские слова зрители в спектакле услышат. Например, «казню» вместо  «убью». На мой взгляд, надо постепенно приучать детей к тем правильным словам, которые имели образный смысл. Я хотел сделать спектакль шире,  чем просто детская сказка,  сделать русский эпос, чтобы дети, переживая за героя, поняли, что необходимо защищать свою землю, чтить своих родителей, заботиться о них, как поступает Иван.  Ведь Иван отправляется в свое далекое путешествие на поиски молодильных яблок  для того, чтобы спасти умирающего отца.   Вольга Святославович по большому счету собирает дружину, чтобы защищать русскую землю…

- А какие актеры заняты у вас в спектакле?

-  Виталий Куприянов – Иван Царевич, Юрий Гнусарев – Серый волк. Баба Яга – Татьяна Костюченко. Это придуманный мною персонаж. Она рассказывает детям сказку и постепенно включается в действие, помогает Ивану достать живую и мертвую воду. В конце спектакля все ее  встречают как героиню.

- Немного  странно… Ведь баба Яга в русском фольклоре  как правило все же отрицательный персонаж, строит всяческие козни. А здесь спасительница…

- Хочу сказать, что  в русском фольклоре вообще никогда не было ярко отрицательных героев. Просто одни были более, а другие менее добрые. Даже Кощей и баба Яга никогда не были особо злыми. Это потом сказки и их героев, на мой взгляд, упростили.  Герой несет либо добро, либо  зло, промежуточных оттенков не стало.

- А какую  музыку вы использовали  в спектакле?

- Она  у нас сборная. Есть древнеславянские мелодии, есть современные славянские… Тема волка у нас, например, патриотическая – мы взяли песни из ансамбля Николая Емелина.  

- На какой возраст рассчитан спектакль?

- Для ребят с  4-5 класса и дальше, хотя как вы видели на премьере, и малыши смотрели спектакль с удовольствием, что-то, видимо,  понимая в нем на своем уровне.  Надеюсь, родителям, бабушкам и дедушкам тоже будет интересно.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи