Под знаком театра
02.10.2010
С Валерием Дмитриевичем Коренчуком мы знакомы много лет, и я не перестаю удивляться его творческой энергии. Какое бы культурное мероприятие не проводилось в городе, он всегда тут как тут со своим фотоаппаратом.
Но особая любовь Валерия Дмитриевича – театр. Символично, что и познакомились мы с ним на одном из спектаклей Русского драматического театра им. Лермонтова.
Мы редко пишем о коллегах, но здесь – особый случай. В сентябре Валерию Дмитриевичу исполнилось ровно 70 лет.
Вот почему я прошу Коренчука рассказать, когда началась его любовь к театру.
- Любовь к театру у детей, наверное, в крови, - рассказал он. - В пятом классе 28-й алматинской школы мы решили инсценировать «Три поросенка» и я играл Ниф-Нифа на английском языке. Потом, в СШ № 39, в драмкружке я сыграл Ивана Туркенича в «Молодой гвардии», в спектакле «Двенадцать месяцев» - профессора, а Валя Харламова – будущая актриса театра им. Лермонтова Валентина Полишкис – Принцессу. Этот спектакль мы даже сыграли на сцене ТЮЗа и получили удивительно теплый газетный отклик. Но профессионально работать в театре я тогда не стремился. Собирался поступать в Ленинградский кораблестроительный институт.
Но, в общем, детство будущего профессионального фотографа прошло под знаком театра, хотя, конечно, пробовал он себя везде, где мог. В доме пионеров занимался в судомодельном кружке и тесно общался с ребятами из драматического кружка. Детские контакты сохранились на всю жизнь. В то время в Доме пионеров занимались будущие звезды драматического театра Лев Темкин и Владимир Толоконников. Валерий Дмитриевич помнит, как потрясла его игра маленького Левы в спектакле «20 лет спустя», он плакал настоящими слезами.
Дружба с Владимиром Толоконниковым сохранилась и по сей день.
- Недавно я фотографировал в Москве студентов ВГИКА, – рассказал Валерий Дмитриевич, - и ко мне радостно подошел мальчик: « А вы меня снимали когда-то. Моя фамилия Толоконников». Это был сын Володи Родион, которому уже трудно представить, как его папа с этим пожилым мужчиной в пионерских галстуках ходили в Дом пионеров.
Тем не менее, будущий фотомастер после окончания школы успешно поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Там и началось его увлечение фотографией – у друга оказалось множество страшно интересных фотожурналов. Полгода копил на фотоаппарат «Зенит» и за это время изучил всю эту литературу. Тогда сердце Коренчука, как он говорит, разделилось на две части – на корабелку и фотографию. Потом случайно заглянул в аудиторию и увидел студентов, которые делали декорации для студенческого кукольного театра. Театрал со стажем, он, понятно, к ним присоединился. Сказалась тяга к театру с детства.
- Это был единственный кукольный студенческий театр в Советском Союзе, - вспоминает Валерий Дмитриевич, - и он был очень знаменит. В декабре 1962 года выступали даже в «Огоньке» - как известно, это была тогда на телевидении самая популярная передача. - С тех пор мое сердце поделилось уже на 3 части: корабелка, фото и кукольный театр. Потом в подвале обнаружили кинопроектор и создали киностудию... «Деление» сердца продолжилось.
Валерий приложил все усилия, чтобы оказаться в Алма-Ате, распределили его на знаменитый закрытый завод имени Кирова. В то время это был самый лучший торпедостроительный завод в мире. Заводу он отдал 10 лет жизни, и позднее, когда произошла авария с подводной лодкой «Курск», написал в газете аналитический материал на эту тему. Тогда все удивились: откуда у фотографа такое знание предмета!
Хотя Валерию нравилось работать инженером на заводе, сердце его уже принадлежало искусству – театру, кино, фотографии. И после долгих размышлений он оставил завод. Занимался фотографией, рекламой, журналистикой.
В знаменитом алматинском фотоклубе «Медео» Коренчук появился в 1964 году, в январе. Его сразу же приняли в члены клуба, в 1968 году он стал членом его правления, а с 1978 года – бессменным президентом клуба. «Узурпировал» эту власть, - смеется он, - хотя, конечно, какая это власть? Это скорее постоянные хлопоты, нагрузки».
Делать снимки для Русского драматического театра им. Лермонтова его пригласила Римма Симашко – дочь знаменитого казахстанского писателя Мориса Симашко, которая в то время работала заведующей литературной частью театра. «У нас много нареканий на фотографа. Приходите к нам». Шел уже 92-93 год. Валерий Дмитриевич сразу согласился: делать то же самое, снимать его любимый театр, а за это еще тебе и деньги платить будут!
С этого момента, наверное, и началась главная фото-театральная биография Коренчука, хотя штатным сотрудником театра он не был.
Для несведущей публики должна сказать, что делать снимки с театральных спектаклей неимоверно трудно, об этом мы и поговорили с Валерием Дмитриевичем.
- Очень сложно, - рассказал он, - фотографировать на репетициях при дежурном свете: в самый эффектный момент, когда нужно следить за глазами актера, они находятся в темной яме. Актер на авансцене, а лица не видно. Поэтому, когда нужно снять что-то хорошее, желательна дополнительная репетиция, необходимо ставить свой свет, чтобы создать атмосферу для снимка, а это всегда проблематично. К сожалению, специфика большинства театров – отсутствие цветовой и световой драматургии. На сцене ночь – и, как хочешь, фотографируй!
Тем не менее, снимки Коренчука отмечались на международных конкурсах, Вторую премию на Российском конкурсе театральной фотографии он получил, например, за портрет актера Геннадия Балаева и другие снимки.
- Что вы больше всего любите снимать в театре? – спросила я его.
- Люблю фотографировать само действие спектакля. Когда актер специально для меня проговаривает текст, возникает ощущение фальши. Интересны портреты, но их надо делать тет-а-тет, в отсутствии посторонних. Помню, Балаева я за полторы минуты снял, а с одним молодым актером мучился полтора часа. Когда меня спросили, почему так, я ответил: «Балаева я знаю 20 лет, а этого не знаю, поэтому требуется много времени, чтобы что-то в нем уловить.
- Сейчас у всех появились цифровые фотоаппараты, технология съемок упростилась, не боитесь множества конкурентов?
- Да, сейчас в фотоаппаратах все автоматизировано, но все творческие вопросы ведь как были, так и остались. Если есть голова, ты можешь работать на любом фотоаппарате, хотя на мыльнице сделать хороший снимок ужасно трудно.
- Сейчас и фотография не стоит на месте. Недавно, например, была выставка одного фотографа, который снимает исключительно обнаженных женщин.
- Я называю это не фотографией, а фекалографией… Хотя, конечно, женщину можно снять по разному. Фотограф может фотографировать ее откуда-то сверху, а возникнет ощущение, что он стоит перед ней на коленях.
- Какие открытия вы для себя сделали, снимая театр?
- Нельзя использовать вспышку. Я как-то снимал спектакль из-за кулис, потом ко мне актер подошел и говорит: «Больше никогда этого не делай. После твоей вспышки у меня слова из памяти выскочили». Я понял: нельзя ни в коем случае мешать актеру. И когда фотограф во время спектакля ползает по переднему ряду, – это тоже плохо.
Валерий Дмитриевич – человек раскованный, и иногда во время репетиций может позволить себе сделать некоторые критические замечания, которые, понятно, режиссеры не слишком любят. Как-то он пошутил в одном театре: «Повезло театру, что у них есть народный артист, а если бы был и народный режиссер, это было бы гораздо лучше».
На следующей репетиции их темноты зала раздается: «Фотографу не место в мизансцене!»
- Чего вы не любите во время съемки?
- Когда режиссер рявкает на репетиции на актеров, я сворачиваюсь и ухожу. Как можно, например, заявить при всех: «Ни черта не умеешь делать, выгоню!» Думаю, как актеры все это терпят? А с другой стороны, понимаю: люди они подневольные, работа у них под ногами не валяется…
Валерий 5 лет вел в газете «Новое поколение» рубрику, посвященную искусству и говорит со знанием дела.
По стопам отца пошла дочь Ольга, хотя тоже, путь к театральной сцене у нее был довольно тернист – после окончания колледжа связи работала на телевидении – это уже от мамы. Свой выбор сделала сама, говорит, все началось с того, что поехала в Таллинн, взяв фотоаппарат отца, привезла оттуда полчемодана снимков и… заболела фотографией.
Тем более, сразу было чем гордиться - несколько фотографий из таллиннской серии попали в международный каталог фотографии.
6 лет назад подружилась с Театром для детей и юношества Казахстана и с тех пор их любимый фоторепортер и фотограф.
- Мне очень нравится работать с ТЮЗом. Я большой кайф от этого дела получаю, дружу со всеми актерами, хожу бесплатно на все спектакли... Да, с отцом согласна – фотографирование спектаклей – страшно тяжелый труд. Часть сцен проходит в полной темноте, человеческий глаз успевает настроиться, а фотоаппарат нет, он – беспристрастный фиксатор. Поэтому приходится иногда вытягивать снимки в фотошопе. А вспышка выбивает все. Главное, убегают эмоции, на снимке получается только фиксация людей, которые стоят на сцене.
- Как же быть?
-Как-то приспособилась. С третьего ряда спокойно снимаю. Прихожу на репетиции…
- Думаю, снимать актеров – благодарный труд… Они, как правило, красивы, интересны, фотогеничны…
- Нефотогеничных людей не бывает.