Опубликовано: 1900

Как жёны наказали Ходжу Насреддина

Как жёны наказали Ходжу Насреддина

В ТЮЗе, на

Камерной сцене, очередная премьера. Комедия по пьесе узбекского драматурга Ибрагима Садыкова «Пять жен Ходжи Насреддина». Поставил спектакль режиссер Султан Усманов.

Итак, знаменитый Хаджи Насреддин решил жениться. И всё бы ничего, но жениться ему надо сразу на четырех женщинах, причем, по приказу самого падишаха, да еще имея собственную жену, с которой он благополучно проживает уже 12 лет, красавицу Фатиму.

Что из этого получилась, и показал наш театр.

Но, как известно, пять женщин сразу, да если еще они объединились и стали подругами  – это большая и опасная сила, они могут многое. Даже победить известного мудреца и весельчака Ходжу Насреддина.

И вот действие началось. На сцене – лаконичные  декорации – пять  дверей со шторками  с  персидским (таджикским) орнаментом, за каждой  из которых скрывается одна из жен. Декорации эти удачно обыгрываются в течение всего спектакля.

Хороши все пять жен. У каждой свой характер. Мудрая, яркая, женственная Зубейда (засл. арт. РК Ольга Коржева). Я всегда с удовольствием смотрю на работы артистки, жду их, и каждый раз думаю о том, как много значит на сцене личность… 

Первая жена – Фатима – арт. Елена Гудова.  Возможно, единственная из жен, которая по-настоящему любит своего мужа и,  хотя принимает участие во всех проделках дружного  женского коллектива, не перестает о нем заботиться…

Замечательно играют воинственную и агрессивную Жаннатой арт. Любовь Довбань, эротичную Таманно  арт. Ольга Бобрик, глуповатую Тутихон Мария Коваленко

Чувствуется, что артистки сами получают удовольствие от своего пребывания на сцене, и это, конечно же, передается зрителю, который с интересом следит за действиями «интриганок», с удовольствием смеется над их шутками, и, конечно же, попадает в атмосферу самого настоящего Театрального Действа, по которому  мы порой на спектаклях скучаем.

Особенно понравилась мне сцена с танцующими вокруг спящего Насреддина женами со свечками-фонариками. Хочу отметить, что для тюзовских спектаклей уже стали традиционными  танцы в постановке народного артиста РК Булата Аюханова, и они без сомнения уместны, украшают постановки. И мне всегда хочется, чтобы танцев было немного больше. 

Так как по ходу спектакля Ходжа Насреддин был поставлен в довольно щепетильное положение – пять жен и надо «ублажить» каждую, было решено, что одна из жен вечером выставляет перед дверью тазик – это значит, она ждет Насреддина в гости. Здесь легко можно было скатиться в пошлость, тем более, сегодняшние театры идут на все, чтобы привлечь зрителя, но я думаю, режиссер и актеры справились с этой ситуацией блестяще, «тазик» вызывал постоянный смех зрителей и только. Это особенно ценно, потому спектакль поставлен хоть на Камерной сцене, но все же в Театре для детей и юношества. 

Не могу не сказать об исполнителе главной роли актёре Ильясе Турманове. Ходжа Насреддин у него получился именно такой,  какого  я,  например, представляла, читая книгу, что бывает редко. (Кстати, эта книга, «Анекдоты о Ходже Насреддине», находится в нашей домашней библиотеке, кажется, с момента моего рождения. Было время досконально изучить характер восточного хитреца.)

Правда, знаменитый мудрец и острослов получился у Ильяса Турманова несколько простоватым, некрасивым, интеллигентным, просто (в отличие от своих разряженных жен-красавиц) одетым, и кажется,  изначально их побаивающимся, тем более, что  четырех из них ему навязал падишах, обещая в случае неповиновения снести голову.

Вот почему к Насреддину на протяжении спектакля у меня было двойственное  отношение. С одно стороны я, как любая женщина, получала удовольствие от «феминистического» спектакля, а с другой стороны,  мне было его главного героя немного жаль. Такой «беспощадной» женской мести он вроде бы и не заслужил…  Да и в литературе  Насреддин известен, как человек, который борется со злом, помогает слабым и беззащитным, восстанавливает справедливость. Это умудренный  житейским опытом философ, который умеет высмеять глупость и всегда придумает дерзкий и хитроумный план, чтобы наказать жадность и порок.

Хотя режиссер Султон Усманов сказал, что он не хотел ставить спектакль о многоженстве и  его больше интересовали вечные проблемы взаимоотношений мужчины и женщины, мне кажется, что спектакль этот получился и о многоженстве тоже. Как известно, эта тема время от времени поднимается даже в нашем парламенте… 

Я очень не люблю пустые комедии - смех ради смеха, хотя иногда говорят,  что сегодняшнему зрителю проблем хватает в жизни, а в театр он приходит, чтобы расслабиться… Я больше придерживаюсь старой мысли о том, что в театре зритель должен находить удовольствие и для души, и для ума, и для сердца,  и думаю, что новая премьера вполне соответствует именно такому моему пониманию.

Кстати, после спектакля журналисты заметили, что хотя Камерная сцена ТЮЗа предназначена для взрослых спектаклей, эту комедию вполне могут смотреть подростки, здесь все выдержано и есть, над чем задуматься…

Понравились мне костюмы актеров, успешно выполненные молодыми художницами-дебютантками Гульшат Омаровой и Индирой Абдрашевой, замечательна была музыка, которая хорошо передавала настроение спектакля и успешно дополняла его.

Будем надеяться, что спектакль оценит и публика. Хотя обидно, что в зале Камерной сцены очень мало мест, на мой взгляд, спектакль вполне мог бы идти и на главной  сцене.

Фото: Ольга Коренчук 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи