Опубликовано: 1200

«Агора»: закат цивилизации

«Агора»: закат цивилизации

 Фильм Алехандро Аменабара «Агора» вышел в прокат 9 октября 2009 года в Испании, и лишь 11 февраля 2010 года в России.

В Казахстане был анонсирован, но в прокат так и не вышел. Видимо, прокатчики испугались, что фильм такой тематики провалится.

Что ж, может, они и правы.

Александрия, IV-V века нашей эры. Время укрепления христианства в качестве государственной религии Римской империи, заката Римской империи, наступления Темных веков в истории Европы.

Известно, что с развалом Римской империи и установлением доминирующего положения монотеистической христианской религии, развитие цивилизации не просто остановилось, а откатилось назад на несколько веков. Варварские королевства, Византия постепенно утеряли все, что было наработано предшественниками. И лишь с концом первого тысячелетия нашей эры начался период нового накопления знаний, вылившийся в Возрождение, Научно-промышленную революцию и гигантский скачок вперед всего за последние два века до сегодняшнего дня.

Все же начиналось тогда, когда в Александрии еще был Муссейон и Библиотека, и философы и ученые учили других основам своих знаний. В то время еще совершались открытия, усовершенствовались приборы, и роль женщины не была принижена до той степени, после которой в XX веке потребовалось движение суфражисток и феминисток, чтобы выйти на утерянный в начале первого тысячелетия уровень.

Гипатия была женщиной-ученым, астрономом, математиком, философом. Гипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) и планисферу (плоскую подвижную карту неба).

Аменабар показывает нам две линии событий: политическую ситуацию в Александрии того времени и научное прозрение женщины-ученого, которая, несмотря на творящееся вокруг, упорно ищет истину.

Из событий можно отметить два главных: уничтожение христианами остатков Александрийской библиотеки (и до них она несколько раз подвергалась опустошению, при этом не засвидетельствовано сожжение книг именно христианами), и получение епископом Кириллом (впоследствии канонизированного) полной власти над городом. Последнее событие привело, в том числе, к зверскому растерзанию толпой фанатиков женщины-язычницы.

Удивительно, что фильм на такую тему снимает представитель католической страны. Симпатий к христианам нет ни малейших. Они уничтожают языческие храмы, они изгоняют евреев из Александрии, они нападают на Библиотеку, они устраивают террор в городе, они подчиняются одной лишь слепой вере, причем верой умело руководит клир.

На фоне этого язычники смотрятся агнцами на заклании. Пытаются увещевать, заседают в сенате, и единственный всплеск попытки защитить себя захлебывается кровью и императорским эдиктом, направленным против них.

Соотношение «христиане из низов» - «образованные язычники» очень отчетливо показывает, почему в дальнейшем с цивилизацией все стало так, как было показано выше. И, даже, несмотря на то, что многие язычники принимают крещение – они уже скованы догматами и словом божьим, в том числе о том, что жена не должна руководить мужем. Он и приводит Гипатию к финалу ее земной жизни.

Фильм обладает удивительной по красоте картинкой. То, что изображено - сухое, пыльное, как и положено в египетской пустыне. Но каждый кадр насыщен множеством деталей: от зданий до одежды, утвари, атмосферы. Не приходится задумываться, где это снято, и сколько компьютерной графики потрачено на воссоздание исторического облика столицы римской провинции Египет. Веришь – именно там и снималось.

В тот момент, когда христиане уничтожают Библиотеку – камера совершает оборот, и картинка оказывается перевернутой с ног на голову. По «потолку» бегают люди, ходят кони, горят книги… Старый мир закончился, а новый дарует совсем не Царствие небесное, но упадок на земле.

Гипатия (Рейчел Вайс) пропускает все это через свое сердце. Ей удается спасти крохи из Александрийской Библиотеки, но она теряет отца. Она оказывается объектом любви двух мужчин, один из которых – раб Давус (Макс Мингелла), а второй – префект Александрии Орест (Оскар Айзек). Ни одно их этих чувств не приносит ей счастья, потому что главная ее страсть – наука.

И даже на пороге смерти она медленно, но верно подходит к пониманию того, как же на самом деле вращается Земля и планеты вокруг Солнца. На фоне этого все людские страсти – тлен.

Все события сопровождаются потрясающей музыкой Дарио Марианелли. Она ведет нас от начала к концу, заставляя острее чувствовать боль, радость, быт, торжество, ненависть. Музыка в исторических фильмах – один из залогов успеха. Она позволяет полнее окунуться в атмосферу той эпохи, вплоть до полного погружения.

Согласно историческим хроникам, Гипатия Александрийская была забита разъяренной толпой камнями. Тело ее было разорвано на части и сожжено. Христианские писатели пытались выгородить епископа Кирилла Александрийского в этом деле, хотя именно он спровоцировал расправу.

В финале фильма есть отступление от истории. И это – правильно. Ведь, просматривая фильм, мы знаем, чем все закончится. Но вот как это было на самом деле – мы не знаем, и автор, предлагающий нам свою трактовку – позволяет взглянуть на все под другим углом, пусть и несколько странным. Что ж, дикие времена, дикие нравы.

Ценители исторических фильмов и Алехандро Аменабара получат истинное наслаждение от просмотра этого фильма.

Фото с сайта kinokadr.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи