Причиной блокировки называют несоблюдение требования о том, что в стране могут действовать только те юридические лица, которые являются резидентами Узбекистана. Правило распространяется и на операторов онлайн-магазинов.
«В процессе изучения деятельности зарубежных электронных торговых платформ, обслуживающих граждан нашей страны, установлено, что со стороны отдельных электронных торговых платформ не соблюдаются требования законодательства Республики Узбекистан в сфере электронной коммерции, розничной торговли, рекламы, защиты персональных данных, прав потребителей, авторских и смежных прав», – пояснили в НАПП.
Граждан попросили больше не заказывать ничего на Temu и оформить возврат средств за уже сделанные, но еще не доставленные покупки.
Контекст вокруг запрета
Temu вышел на рынок Узбекистана в сентябре 2024 года и быстро добился серьезных успехов.
С конца 2024 года приложение площадки стало одним из самых популярных в стране, заняв первое и второе места по количеству скачиваний в Google Play и App Store соответственно.
Узбекистан не первый в списке стран, принявших подобное решение по Temu. Например, серьезные меры приняли во Вьетнаме, Турции, Индонезии.
Защита своих производителей стала одной из главных причин для блокировки китайского маркетплейса в этих государствах.
Индонезийские эксперты, например, признали, что промышленность страны, особенно текстильная, не готова конкурировать с китайскими товарами, цены на которые чрезмерно занижаются благодаря субсидиям.
С учетом того, что в Узбекистане также развита именно эта сфера производства, ограничение выглядит еще более обоснованным.
Кроме того, ряд исследований выявил, что часть товаров с Temu опасна для здоровья.
Например, из 19 детских игрушек, протестированных в Брюсселе, безопасной оказалась только одна. Проверка в Сеуле обнаружила, что содержание свинца в сандалиях с Temu превышает допустимое в 11 раз, что представляет серьезный риск для здоровья.
И таких случаев немало, так что забота о здоровье граждан становится еще одним серьезным фактором в подобных ситуациях.
Добавим, что на узбекистанцах запрет серьезно не отразится, так как в стране действуют другие маркетплейсы, которые соблюдают законодательство и вряд ли будут задирать цены после ухода крупного конкурента.